Learnmusic -  программа поддержки музыкального образования Написать письмо   
Форум Педагоги Записаться на Семинары О Программе Партнеры Для Музыкантов Обратная Связь
Видео с семинаров
Мы в Контакте
LearnMusic community


Поиск по сайту:



 




Выразить свое мнение и прочитать, что думают другие можно здесь...
Роман Ломов (анс. "Люди вольные")
"...Заиграй, дудочка, весело!.." Мультиинструментализм в фольклоре. Использование народных инструментов в рамках песенной традиции.
ср. 02 ноября 2011, Концертный Зал "Гнесинский" на Поварской

репортер: Татьяна Мельникова

2-го ноября в Концертном зале  «Гнесинский на Поварской» своё мастерство продемонстрировал Роман Ломов – московский музыкант, мультиинструменталист, участник большого количества этно-проектов, в числе которых гр. «Иван Купала», Московский Хор рожечников, этно-трио «Городец» и др.).

На концерте зрители воочию могли познакомиться с четырьмя семействами народных инструментов:
духовые (рожки владимирские, калюка, окарина, двойчатки, жалейка, волынка),
струнные (гусли, гудок колёсная лира, балалайка деревенского строя),
шумовые (пастушья барабанка, бубен, ложки деревянные, коса, варган),
а также гармоники (хромка, рояльная, саратовская).

В начале своего выступления Роман заметил: «Чем больше вы знаете иностранных языков, тем больше вам это пригодиться. Так же и с инструментами».

Знакомство с этно-раритетами началось с игры на рожке, с помощью которого пастухи во  Владимирской, Ярославской и Костромской губерниях пасли  коров (-повышая удои – Р. Л.;) и даже подавали сигналы опасности. В конце 19 века образовывались т. н. рожечные артели. Самой известной из них был ансамбль «Хор Владимирских рожечников п/у Николая Кондратьева». Забавные названия у разновидностей рожка – «бас», «полубасок», «визгунок».

Далее последовали свистковые духовые. Представителей этого подвида довольно много, поскольку изготовить их мог практически каждый. Тут и глиняные свистульки, и свирели, и двойчатки. Магическим тембром всех заворожила безладовая обертоновая флейта калюка. В старину она изготовлялась из полой травы, а сейчас вполне уместен подручный материал в виде пластиковых трубок :). На Руси окарина называлась «свистулька» и неизменно сопровождала многие обрядовые  праздненства. Оттуда берёт своё название обряд «свистопляска» - сакральное действо изгнания злых духов во время поминовения усопших.
Один из ярких представителей язычковых инструментов – жалейка: на ней Роман исполнил инструментальный наигрыш «Батюшка», известный слушателям по песне «Кострома» группы «Иван Купала». Прямой потомок жалейки – волынка. Роман отметил, что инструмент в его руках - авторская работа мастера Степанова. На этом знакомство с семейством этно-духовых подошло к концу.

Знакомство со струнными началось с балалайки. Существует несколько версий об ее происхождении. Одно их первых упоминаний о балалайке встречается при Петре I. В отличие от современных, классических инструментов с квартовым  строем, в деревнях был распространен мажорный (трезвучный, «гитарный») строй, более удобный для аккомпанемента.

Былинный инструмент гусли – яркий представитель эпического жанра народного творчества. Арфовая разновидность интересна наличием долбленого окошка в корпусе, в которое вкладывается левая рука с тыльной стороны инструмента. Самозабвенное соло на гуслях логично завершилось… обрывом струны!
«Струнная волынка» со смычковым саундом, именуемая колёсной  лирой, пришла в Россию с Запада и была довольно распространена в дореволюционной России. На дедушке современной скрипки – гудке - прозвучал южнорусский наигрыш «Чеботуха».
Как и большинство древнерусских инструментов струнные – и смычковые, и щипковые - изготовлялись из дерева, лады из верёвок, а, собственно, струны были жильные. 

Отделение «Russian Percussion» открыл пастуший барабан, выполнявший в Поволжье ту же функцию, что и владимирский рожок в северных областях России. После него зазвучал «тяжёлый металл»: все были удивлены, что с помощью лезвия от косы можно исполнять колокольные перезвоны!
Инструмент, с которым мы «встречаемся» каждый день – ложки! – в руках Романа Ломова превратился в русские кастаньеты.

Публике не пришлось скучать! Из всех присутствующих Роман наскоро соорудил блиц-оркестр. На сцену вышли 3 смелые девушки, которым были вручены простейшие шумовые – рубель, бубен и шеркунок – и уже через минуту весь зал присоединился к солисткам притопывая и прихлопывая в такт.

Гармошечный  промысел распространён во многих городах России, в частности -в Туле, Вятке, Нижнем Новгороде, Воронеже. Самая популярная модель гармошки – гармоника-хромка. Рояльная  гармошка распространена в южнорусских регионах: Липецке, Воронеже, Ельце. Почти под самый конец Роман исполнил  на саратовской гармонике волжские страдания.

Розыгрыш призов от компании Dynatone получился весёлым и непринужденным - счастливцам   досталась не только традиционная дисконтная карта, но и 2 комплекта деревянных ложек.

Финал получился особо торжественным: Роман Ломов посвятил своё выступление юбилею своего  друга – Юрия Колесника - художественного руководителя народного хора ГМК им. Гнесиных, поблагодарил дирекцию зала и всех присутствующих за энтузиазм.

Музыкант показал себя не только как человек-оркестр,  но и как пытливый исследователь, открыв новые возможности и приёмы игры на инструментах, количество которых плавно перевалило за 20... К сожалению, жесткие временные рамки не позволили зрителям задать много вопросов человеку-оркестру. Но дабы компенсировать эту «неустойку» - Роман пригласил всех зрителей на свой официальный сайт (www.romanlomov.ru), где желающие смогут задать вопросы об инструментах, а также найти базу данных мастеров музыкальных инструментов.

 семинар LearnMusic

 семинар LearnMusic

 семинар LearnMusic

 семинар LearnMusic

 семинар LearnMusic

 семинар LearnMusic

 семинар LearnMusic

 семинар LearnMusic

 семинар LearnMusic

 семинар LearnMusic








RTU.ru - каталог российских предприятий


1.336