Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Алексей Аграновский и группа "Чёрный хлеб" Блюзовый гитарист
|
"Dr. Agranovsky" возник из кухонного блюзового музицирования московских музыкантов. Началась эта история в 1972 году, когда в доме братьев Аграновских собирались музыканты и московские хиппи, которые пели и играли на гитарах и записывались на пленку Тип-10 Шосткинского комбината "Свема", заправленную в двухдорожечный мономагнитофон Toshiba. Первые слушатели - друзья, девушки и соседи - были в восторге. В квартире на Ломоносовском гостевали знаменитые в узких кругах личности - лингвист, певец и композитор Саша Лерман, игравший тогда в группе "Скоморохи", Миша Гужов, который делал примочки для электрогитары и играл блюзы на девятиструнной цистре 18-го века, Вадим Голутвин, в ту пору уже освоивший фолк-рок и кантри на акустической гитаре, Саша Галкин, Пал Палыч Столыпин, Боря Баркас и многие, многие другие. Старший из братьев, Леша Аграновский, ночью пел песни на неродном языке, а утром сдавал бутылки, чтобы накормить младшего брата и гостей. Когда сентябрь прошел, остатки посуды удалось вынести, а в доме к приезду родителей оставались самые стойкие друзья, но не нашлось ни грамма сливочного масла... Такие квартирные сейшны продолжались в течение 25 лет. В перерывах между ними Доктор играл соло, в том числе три года в Эфиопии и два - в Германии (это была работа по исследовательским контрактам; сценическое прозвище Алексея отражает его ученую степень). По его собственным словам, он видел первые блюзовые записи, нарезанные на гребнях абиссинских гор в провинции Шоа... а утро отмерялось ударами в барабан в коптской церкви соседнего города Амбо (старое название - Хагере-Хиуот, по-русски - "Святая вода"). Африка... это зеленая плоскость склона, опрокинутая на колено холма. Ледяные пустыни Германии... А что такое блюз, если не жизненный опыт? У вас есть другое определение? Спасибо, садитесь. Можно не научиться сольфеджио, главное - чтобы было, о чем сказать. И вот однажды Доктору позвонила его старая знакомая (вместе с тем юная и привлекательная) Вероника, и предложила прийти в клуб Cry Baby в Беляево и "попеть чего-нибудь". Доктор пригласил своего старого друга Сашу Чиненкова (a.k.a. Чиня), трубачу и перкуссионисту, работавшему в "Арсенале", "Воскресении" и "СВ". Тот немедленно обещал свою поддержку и пригласил в качестве бас-гитариста Старуху Изергиля (Алексея Антонова, сессионного участника многих московских проектов). На следующий день они собрались втроем и записали на пробу 12 вещей (от "I Am A Man" Бо Диддли до "Come Together" Леннона-МакКартни). В конце встречи Старуха сказал, что от него по соседству живет молодой гитарист, которого можно было бы, в принципе, тоже позвать на игру. Так, словно капли воды на сковородке, собрался состав, который дождливой ночью 11 ноября 95-го подъехал к Cry Baby. В нем были - Чиня (ударные, гармоника), Старуха Изергиль (бас), Макс Степанов (первая гитара) и Доктор (следующая гитара, вокал). В середине выступления какие-то люди унесли свой рабочий барабан, а в конце - на следующей гитаре порвались две струны и кровь обагрила белую рубашку Доктора; но это не помешало концерту пройти с бешеным успехом. К сожалению, по пути домой Вероника сломала правую ногу (сейчас уже все в порядке). С тех пор группа регулярно выступала по московским клубам, и ее состав пополняли новые люди (впрочем, тоже старые друзья). На втором выступлении в клубе Magnifique к ним присоединился Вадим Голутвин ("Аракс", "Воскресенье", "СВ"). Позднее в концертах неизменно участвовал еще один музыкант из "СВ", клавишник Сергей Нефедов, и группа до своего полураспада (летом 97-го года) выступала под названием "СВ & Dr. Agranovsky". Звук на сцене ставили многоопытный звукорежиссер студии Ленкома Валера Андреев (ныне покойный) и Рома Ивановский; это была неизменно безукоризненная работа. Здесь к месту еще одна история. В 95-м Доктор напечатал в журнале "Записки Академии Наук Соединенных Штатов Америки" (a.k.a. PNAS USA; vol. 92, рр. 2470-2473) статью, где описывался вирус, напоминающий под микроскопом гремучую змею ("Rattlesnake"). Оттиск статьи автор послал по почте в город Мартин, штат Теннеси, певице кантри и блюза Рэттлснейк Анни, которая произвела на него сильное впечатление исполнением "Blue Flame Cafe" в известном кино The Other Side Of Nashville. Переписка Доктора и Гремучей Змеи прервалась в мае 97-го, когда последняя прилетела в Москву и дала несколько концертов, поддержанных "СВ & Dr. Agranovsky". Перед отъездом на родину (будем надеяться, что там меньше накурено, чем в московских клубах, на которые она все время жаловалась) Рэттлснейк Анни спела "Summertime" в джазово-блюзовом джеме на программе "А" на "Втором канале" (с участием Голутвина, который нарезАл на акустике... и Доктора, игра которого на записи не выделяется, потому что кто-то в самом начале наступил на гитарный джек). Достоинства и недостатки "СВ & Dr. Agranovsky" заключались в том, что они были джемовым составом, инструменталисты которого были постоянно заняты в других проектах. Некоторая сырость исполнения (хоть и не до стадии ревматизма, но все же) даже нравилась слушателям, поскольку на ее обороте виднелись - незаигранность номеров и воля. У этой группы сам собой сложился живой драйв, на котором вышивали, разнообразным и современным звуком, совершенно непохожие гитаристы, Голутвин и Степанов. Они исполняли классику блюза, но не снимая партии, а скорее вспоминая настроение. Записей этой группы не сохранилось. По-видимому, музыканты придерживались экологического принципа незасорения эфира, подразумевающего тишину после концертов. Уже в процессе распада они сделали один удачный гиг, зафиксированный на видео - выступление в “Часе Совы” на канале СТС-8, где были блюзы (музыка впервые за всю деятельность программы исполнялась в живую) и свободное интервью. Новый состав был образован Старухой Изергилем, Доктором, Максом Степановым и ударником Юрием Титовым. После шести месяцев репетиций на квартире Старухи в Измайлово они начали выступать в московских клубах с программой, где были аранжировки Битлз, Хендрикса и лишь несколько блюзов из старой программы. С течением времени трио Титов - Антонов - Степанов составило хардовую группу, которая стала называться “Роковые Яйца”. Доктор, и присоединившаяся несколько позднее певица Аня Салминг (исполнявшая вещи Джанис Джоплин и Лед Зеппелин), были чем-то вроде солирующих электронов вокруг этого твердого ядра. Одна из аудиозаписей на этой странице, Hellhound On My Trail, относится именно к этому периоду жизни; она сделана на студии Бориса Оппенгейма в Ленкоме летом 97-го года. “Черный Хлеб” Побродив по бесконечной брусчатке крутых Яиц, в начале 98-го Доктор создал собственную блюзовую группу “Черный хлеб”. В основу репертуара были положены аранжировки блюзов и спиричуэлз, а также собственные вещи на русском и английском языке. Музыканты стремились играть в стилистике дымного блюз-бара старых времен, без электрической агрессии, но с четкой и естественной ритмической раскачкой. Весной 99-го были сделаны несколько записей. На этой странице представлены две из них - “Stormy Monday Blues” и “Crossroads”. В первом составе группы (1999 г.) участвовали: Доктор - гитара, вокал; Илья Лушников - клавишные; Сергей Кузнецов - гитара, бас-гитара; Дмитрий “Рейк” Лузгин - губная гармоника и электрогитара, Валерий Серегин - бас-гитара; Кирилл Яковлев - ударные. В последующие годы в ЧХ играли на ударных Андрей Лобанов, Николай Балакирев и Игорь Карташев. Илья Лушников уехал в Хабаровск. Появился новый гитарист Евгений Немов и клавишник Михаил Ольшаницкий. В 2001 году вышел первый диск "Чёрного хлеба" под названием "Тик". Запись была сделана на студии MMS, тираж - в отделении "Выход". Деньги дали спонсоры. Диск получился круглым, в пластмассовой обложке, с темноватым буклетом. В него вошли 12 вещей. В записи принимали участие 15 человек в возрасте от 14 до 50 лет. Следует отметить участие таких сессионных музыкантов, как Ия Моцкобилли, Леша Бирюков, Борис Булкин, Михаил Владимиров Jr., Юрий Каверкин, Вова Кожекин, Алексей Коломейцев, Александр Новоселов и Сергей Рыженко. "Чёрный Хлеб" - 2005: Доктор: гитара, вокал Омар Итковицы: гитара Михаил Ольшаницкий: клавишные Валерий Серегин: бас Николай Балакирев: ударные |