Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
репортер: Татьяна Мельникова Холодным февральским вечером прошла тёплая встреча с мультиинструменталистом, основателем и художественным руководителем Оркестра Волынщиков Москвы, а также незаурядным гитаристом Артемием Воробьёвым. Осваивать духовые инструменты Артемий начал в составе известной группы «Пелагея». Лекция началась с рассмотрения магически звучащего деревянного язычкового армянского дудука. Родом он из Ирана, но широкое распространение получил среди народов Ближнего Востока, Кавказа и Балканского полуострова. Армянским он назван потому, что популяризовал его Дживан Гаспарян. Природа звука этого инструмента сходна с саксофоном, но у дудука две аппликатуры и он считается прародителем сакса. Следующей на очереди была калюка, или обертоновая флейта. Наши предки изготовляли её из тростника. Сейчас целесообразней делать из труб ПВХ, поскольку тростник недолговечен и быстро расслаивается. На Руси калюка считалась инструментом коневодов. В современной этнической музыке её используют как тональную перкуссию. Далее мы познакомились с индийской флейтой бансури. Бамбук – наиболее удачный природный материал для изготовления бансури. Другой представитель флейтового мира – кавал. Кавал больше связан с турецкой школой игры, но не менее распространён в Молдавии, Румынии, Греции. Далее Артемий продемонстрировал баву (китайская язычковая флейта, гибрид жалейки и кавала, очень распространена у народов Лаоса). Гитаристы называют её Gibson из-за характерного блюзового звука электрогитары. На баву очень похож хулуси. Но у них разная тональность и разные материалы изготовления. Во второй части семинара мы перешли к русским инструментам и речь пошла о курском рожке (другой разновидности русских жалеек). На нём очень органично можно исполнять задорные танцевальные мотивы – «колёса». Надо заметить, что в каждом регионе был свой рожок: тверской, рязанский, владимирский (изготавливался из бузины и коровьего рога). Артемий показал 2 соединённых рожка, которые изготовил мастер Александр Палагин по его собственным чертежам. Музыкант познакомил аудиторию и с окариной белорусских мастеров. В чём же отличие окарины от свистулек? Принцип один и тот же, но свистулька больше сувенир, а окарина предназначена для выступлений. Изготавливается окарина из глины, пластика, а когда – то даже из чёрного дерева. Секрет в том, что чем мягче материал, тем отражаемый звук будет приглушённей, и, соответственно, чем твёрже, тем звук получится резче и звонче. Естественно, своим вниманием музыкант не обошёл волынку – мешок с тремя дроновыми трубами и мощностью до 108 децибел. Традиция волынки насчитывает 800 лет, но в современном виде она существует с 18 века. Одна труба отвечает за мелодическую линию, вторая издаёт монотонный гулкий фон, через третью непосредственно поступает воздух в мешок. Существовала и русская волынка, но при царе Алексее она была уничтожена, чтобы про царя не сочинялись крамольные песни. На сегодняшний день волынка сохранилась в 30ти подвидах. Но наибольшей популярностью всё же пользуется шотландская волынка. Игру на волынке очень обогащают мелизмы (небольшие мелодические украшения). Восточный колорит более склонен к переливчатости, к использованию звуковысотности, что для европейского слушателя поначалу может показаться неприемлемым. После приятной церемонии вручения подарков (дисконтные карты сети магазинов Dynatone), из аудитории Артемию задали вопрос где же он так безупречно освоил волынку. Музыкант ответил, что в Glasgow в Pipe Colledge. Семинар прошёл очень легко и непринуждённо, и безумно приятно было услышать, что в скором времени Артемий Воробьёв вновь проведёт мастер – класс и порадует своим мастерством.
|