репортер: Татьяна Мельникова
В этот апрельский вечер в рамках программы LearnMusic был приглашён Денис Родионов – ведущий звукорежиссёр студии Fm-division, которая, преимущественно, ориентирована на запись «живого» коллектива.
Общее направление беседы предполагалось как подготовка коллектива к записи, но круг затронутых вопросов оказался гораздо шире. К сожалению, многие группы не уделяют должного внимания тем нюансам, которые необходимы при записи на студии. Ляпы, допущенные в каше концерта – тусовки идут порой даже на руку. На студии всё фиксируется, и никакая бесшабашность и разболтанность недопустима. За запись не должно быть стыдно. Первое – это игра под метроном. В каком бы стиле, жанре, темпе ни работала группа музыкальная пульсация должна быть безупречна. В этом случае метроном незаменим. Многие музыканты чрезмерно уповают на студию, чтобы она придала их материалу форматный, удобоваримый вид. Но главная ответственность всё же лежит на самих исполнителях. На студию надейся, а сам не плошай. Группа должна быть солидарна в отношении того, что же она играет и как себя позиционирует. Между музыкантами должно царить взаимопонимание и согласие. Для положительного результата задача звукорежиссера состоит в том, чтобы настроить музыкантов на общую волну, а не выявлять их нестыковки. У каждого музыканта свой почерк, к которому он привык, и звук, к которому он привык. Вот почему целесообразно приходить со своими инструментами, «своей кухней». Гитаристы любят с собой таскать набор всяких педалек, а сейчас уже в порядке вещей, что клавишник приносит свой синтезатор. Денис подчеркнул, что клавишные «рыбы» всех произведений лучше приносить из дома уже готовыми. Очень многое в группе зависит от барабанщика, поскольку он ответственен за ритмическую линию. Вот почему барабаны пишутся первыми. Играть необходимо в полную силу, показывая всё, на что способна группа, выявить весь её потенциал! В группе всё взаимосвязано, и если вокалист не выкладывается на полную катушку, то и барабанщик будет играть неуверенно. Таким образом, моральная собранность – важнейший аспект. Каждая партия должна быть прочувствована. Как вокалист меняет голос в зависимости от исполняемой пьесы, так и остальные инструменты должны вторить в унисон.
Далее Денис Родионов предоставил уже конкретную информацию. Например, за 1 смену, которая составляет 5часов вполне возможно записать 7 – 8 песен. За 1 смену пишется ритм – секция (бас и барабаны), за 2ю клавишные и гитары, за 3ю – вокал. То есть за 3 дня получается конечный результат. Сведение – процесс менее трудоёмкий, поскольку основную работу музыканты выполнили. Что – то радикально менять вряд ли придётся, иначе это приведёт к тому, что группа просто потеряет своё лицо. Существует один важный психологический момент: вокалист должен верить в себя, показать всё, на что он способен, а только потом рефлексировать что же не устраивает, и что можно было бы сделать лучше. Только так он сможет почувствовать себя свободным и раскованным. Вокалист – второй (после барабанщика) по важности в группе. Хоть на голые барабаны должен быть записан вокал. Это даёт возможность почувствовать эмоциональную окраску того, или иного произведения. А это, в свою очередь, является стержнем песни. Сейчас получила широкое распространение практика, когда на студии работают 2 – 3 звукорежиссёра. Это связано с тем, что каждый из них досконально знают жанр, «чувствуют дух», на который нацелилась группа. Что касается выбора самой студии, то здесь важны 3 аспекта: 1)помещение 2)оборудование 3)персонал. Для хорошей акустики подойдёт комната и в 25 кв.метра. Этого достаточно, чтобы разложить ударную установку и обставить её микрофонами. Если на студии нет барабанов, то вероятнее всего, что эта студия писать барабаны не умеет. Но это правило фонтанирует исключениями. В студии, куда помещены три мощные ударные установки, могут работать три неопытных звукорежиссера – дилетанта. Можно сказать, что аппаратура, которая хороша для выступлений, непригодна для студийной работы, потому что в студию подбирается оборудование с индивидуальным звучанием. Вполне подойдёт усилитель в 30 – 50 Вт, а не мощнейший Marshal. Из аудитории поступило много вопросов относительно помещения: есть ли особенности записи смычковых и духовых (саксофон, или скрипка)? Есть! Главное, чтобы это было просторное помещение. Не должно возникнуть ощущения «записи в студенческом общежитии, или ванне». Есть также специфика записи академического и эстрадного вокала. Для академического принципиально необходим просторный зал, и при его записи лучше не использовать компрессор. Вообще существует градация студий: речевые (для дикторов), камерные, оркестровые.
После наиприятнейшей и неминуемой викторины с подарками (дисконтные карты сети магазинов Dynatone), был задан, на мой взгляд, самый интересный вопрос всей встречи. В чём заключается особенность работы с отечественными и иностранными музыкантами? Ответ немного ошеломил. Иностранные исполнители борются за свою индивидуальность, пытаются проложить собственную тропу. Отечественные говорят на кого они хотят быть похожими. С этого они начинают, этим и заканчивают.
Правильно ли это? Здесь есть над чем подумать…