репортер: Татьяна Мельникова
Почти в самом конце апреля очень интересную встречу провёл Владимир Марков –крупный знаток инструмента под названием варган. Этой теме было посвящено очень много встреч. И у каждого из ведущего была своя методика преподования и свой подход. По статистике, варган (он же хомус, дрымба, мунхарпа, тумран) является самым распространенным инструментом. Сейчас варган «переживает свой Ренессанс», то есть к нему на сегодняшний день вернулась былая популярность. На варгане играет большинство народов мира. У варганной традиции необычайно широкий спектр исполнения. Индусская – это особый ритм, якутскую отличает медитативно – трансовый, норвежская манера исполнения – это чёткий, синкопированный ритм.
Что такое исполнение мелодий на варгане? Без знания, что такое обертоны это фактически невозможно. Бытует мнение, что варган играет на одной ноте (за счёт колебания язычка на одной волне). У язычка есть определённая длина, и когда колеблется весь язычок, получается нота. Обертоновый ряд – это бесконечный ряд, который не совпадает с хроматическим звукорядом. У варгана два вида звука: открытый и закрытый. Для обертонов присущи два типа звукоизвлечения. Открытый звук предполагает дыхание (дыхание должно быть достаточно слабым, либо на вдох, либо на выдох. Гораздо больше сложностей с закрытым звуком. При закрытом звуке язык вплотную прижат к ротовой полости (которая служит резонатором). Как было сказано, обертонов множество и расположены они в сложном порядке. На варгане в среднем 36 обертонов. Начиная с восьмого обертона идёт мажорный звукоряд.
Для настройки игры на варгане нужно проигрывать первую, третью, пятую ступень. Упражняться можно без самого инструмента. Например, насвистывать мелодии( здесь работает тот же принцип – меняется артикуляция). В Норвегии существует традиция: на свисте придумывается мелодия, а потом воспроизводится на этой же артикуляции на хомусе. Аудитории было предложено проиграть шесть раз подряд: третья ступень, третья, пятая, первая, вторая, третья). При игре на варгане лучше придерживаться среднего дыхания. Нежелателен глубокий выдох. Поскольку во второй октаве больше обертонов, то появляется возможность играть и мажорную и минорную гамму. Понаблюдав за присутствующими, Владимир уделил особому внимание положению варгана. Не стоит слишком цепко держать инструмент, чтобы не сдавливать деки, а прижав к зубам уже появляются три необходимые точки опоры. Губы должны спокойно лежать на варгане, а не напряжённо сжиматься. Как же определить тональность варгана? На помощь придёт тюнер, либо сам мастер подписывает как он настроил инструмент.
Многим известно, что существует две модификации варгана. Это дуговой и пластинчатый. Разница в том, что у дугообразного гораздо больше возможностей звукоизвлечения. Напоследок хотелось бы отметить, что за один мастер – класс невозможно постигнуть все аспекты, но Владимир Марков обозначил основные приёмы и фронты работы. Огромное ему за это спасибо!