Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
репортер: Татьяна Мельникова 3го июня в недавно открывшемся клубе Алексея Козлова состоялся мастер-класс одного из самых талантливых джазовых басистов Ришара Бона. Итак, Ришар Бона (Richard Bona) – не только легендарный бас – гитарист, но и крупный деятель world – культуры. World – music – это объединение разных жанров, разных музыкальных культур и субкультур. Ришар Бона поднял свою народную камерунскую музыку, которая у него в крови на тот уровень, когда музыка является универсальным, общепонятным языком. Список музыкантов, с которыми он сотрудничал как в студии, так и на гастролях огромен: Джо Завинул, Джонни Митчелл, Майк Стерн, Чик Кориа, Херби Хенкок, Лари Кориэлл, Пэт Мэтини, Бобби МакФеррин и др. Стоит отметить, что Ришар Бона не только превосходный басист, но и вокалист с очень приятным тембром голоса. Когда Ришар начинает что-то наигрывать, он просто не может не подпевать себе. В течение всей встречи музыкант много играл, пел, и щедро делился с многочисленной аудиторией своим обаянием. Вопросы из зала лились нескончаемым потоком. Многих интересовала техника пения Ришара, как сохранить и улучшить свой голос. Музыкант только пожимал плечами и отвечал, что не думает об этом вообще! Ведь музыка идёт из сердца, и оно само подскажет вам, как правильно петь и играть. «Когда играете, меньше думайте. Не будьте зажаты и излишне сосредоточены. Получайте удовольствие от своей игры, и оно передастся публике». Действительно, композиции Ришара Бона прочувствованы настолько, что ощущаешь всю радость и интимность соприкосновения с настоящей музыкой! Что касается бережного отношения к своему голосу, то тут не стоит перегибать палку. Особого секрета не существует. К тому же голос больше устаёт, когда человек говорит, а не поёт. Из зала поступил вопрос относительно инструмента, на котором импровизирует Бона. Кто – то может подумать, что это сверхнавороченный бас с множеством фишек и ноу-хау, придуманных самим Ришаром. Но всё оказалось гораздо проще. «Переключатель громкости – всё, что мне нужно, остальные навороты – это шоу – бизнес. Мои пальцы, их гибкость и беглость, их постоянно меняющееся положение на грифе – самое главное». Далее Ришар немного поделился своей биографией, рассказал о том, как пришёл к музыке. Он никогда не играл специально, и у него не было педагога, с которым бы он систематически занимался. Ришар признался: «Я – наблюдатель. Мои глаза меня учили всему. Я просто следил за игрой маститых музыкантов». Его первым инструментом был балафон – африканский инструмент, похожий на маримбу. В 17 лет в родной Камерун приехал неизвестный француз и открыл джазовый клуб, в котором он играл на гитаре. Первое знакомство с джазовой музыкой началось с Жако Пасториуса. На данный момент Ришар сотрудничает с кубинскими музыкантами, поскольку твёрдо убеждён, что взаимодействие музыкантов, пускай даже разных – это то, что нужно. Разница не должна пугать, а наоборот, привлекать, потому что это путь к обогащению. «Я могу поделиться своими корнями, всем тем, что глубоко у меня внутри, но при этом я очень жадно впитываю другую культуру». Бона высказал своё трепетное отношение к азербайджанской и классической европейской музыке. Азербайджанскую музыку он сравнил с индийской, так как, на его взгляд она так же красива и сложна. Что касается европейской музыки, то Ростроповича он считает совершеннейшим из музыкантов, которых посчастливилось видеть живьём (это было три раза). Ришар Бона очень многотипный и разноплановый музыкант. Вполне логично, что таланту такого масштаба несвойственно зажимать себя в определённых рамках. Тот же саксофонист Джон Колтрейн (John Coltrane) попробовал себя везде. Музыка – это огромный красочный мир, а не маленькое окошко. Единственное, что неохотно использует Ришар – это игра слэпом. На вопрос, почему он ответил очень коротко: «Просто мне это не близко. Если мне что – то нравится, я делаю это хорошо, если не нравится, получается плохо. Моя же задача делать только хорошо!» Ришар Бона буквально покорил публику не только высочайшим профессионализмом, но и своим личным обаянием, остроумием и жизненной мудростью. Он поистине философ от музыки! Думаю, каждый, кто пришёл на время отвлёкся от суеты своей жизни. В музыке Бона слышится диалог человека и Вселенной. Последним его наставлением стали слова: "Каждый из вас должен больше играть! Пускай непрофессионально. Тогда у вас никогда не возникнет желания воевать». Громадное спасибо Ришару Бона. Моя душа побывала в храме Музыки…" |