репортаж - М. Волкова
За окном минус 10, а у нас тепло, пальмы, лианы, и мы слушаем как танцует дождь...в исполнении мультиперкуссиониста и маримбфониста Петра Главатских.
Так, с перемещения из нашей холодной зимы в жаркую Африку под волшебно-манящие звуки маримбы, начался 855 семинар Learnmusic, посвященный авторской программе обучения игре на перкуссии студии Петра Гаватских и Влада Окунева "Путешествие в Ритм".
Если честно, я раньше не понимала людей, которым так нравится стучать на различных ударных инструментах.
(Особенно, когда они собираются кучками и начинают свои вакханалии)
Мне казалось, что они просто чем-то недовольны и таким образом вымещают свой гнев.
Но после сегодняшнего мастер-класса я поменяла свое мнение.
Потому что я услышала музыку в этих ударах! Оказывается, в ударных инструментах можно услышать тон.
У любого барабана есть бас, открытый тон и высокий тон.
Басовый тон подошел бы .."для похоронного марша, трагической музыки и фильмов ужасов"- как предположил один из гостей семинара.
Но, все же больше подошел бы для рок музыки. Тому пример - сыгранный на маримбе мотив известной рок композиции (Smoke on the Water), под которую все участники играли басовый тон - кто на джембе, кто на конго.
Да, кстати, чтобы бас был басом, нужно производить удар нижней частью ладони по середине мембраны барабана.
Следующий тон - открытый тон. В нем задействована верхняя часть ладони. Этот удар воспроизводится нежнее, чем басовый.
Высокий тон (или слэп) — играется по краю барабана кончиками пальцев.
Интересно удары объясняют детишкам: басовый тон - удар земли, открытый тон - удар воды и удар огня - это верхний тон. А где же воздух, спросите вы? А воздух между ударами, поэтому очень важно следить за тем, чтобы удары были легкими, а рука была свободная, не зажатая. Ощущения, как на батуте - рука должна слегка подпрыгивать, тогда звук получится мягким, музыкальным
Разобравшись с тонами, перешли к ритмическому рисунку. Ритмический рисунок - последовательность звуков и пауз различной длительности. Для начала взяли простой ритмический рисунок (его еще называют кратным), состоящий из половинки, четвертей и восьмых. Часть людей играли по басовому тону половинками, часть — открытый тон четвертями, остальные — верхний тон восьмыми. Поиграли, потренировались — получилось. Затем, вместо восьмых, Петр попросил сыграть триоль (особый вид ритмического рисунка, который относится к некратным). И тут начались проблемы. Не так-то просто соединить кратные и некратные ритмические рисунки. Для того, чтобы легче было сыграть триоль можно произносить слово «ра-ди-о» - ровно и плавно. Очень важно слушать не только себя, но и других, а каждый ритмический рисунок рассматривать как некий образ.
Раза с пятого, когда все подключили свое воображение, когда все стали слушать друг друга, когда все расслабились, все-таки получилось сыграть полиметрию.
И в завершении, Петр поздравил всех дам с 8 марта, исполнив на маримбе очень красивую мелодию композитора Марина Морэ (это, между прочим, был королевский музыкант самого Людовика XIV!).
И наши поздравления победителям розыгрыша призов от компании Dynatone — Марине и Даниэлю!