Learnmusic -  программа поддержки музыкального образования Написать письмо   
Форум Педагоги Записаться на Семинары О Программе Партнеры Для Музыкантов Обратная Связь
Видео с семинаров
Мы в Контакте
LearnMusic community


Поиск по сайту:



 




Выразить свое мнение и прочитать, что думают другие можно здесь...
Борис Плотников
Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры.
ср. 05 марта 2014, клуб Алиби

Репортаж и фото: Гарик Гамарник

Ещё до начала семинара повелителя губной гармоники Бориса Плотникова зрители, пришедшие вечером в среду в клуб Алиби, заметили специального гостя мастер-класса – Михаила Башакова – неповторимого поэта и музыканта. Удивительный дуэт сразу задал задорный настрой мероприятия.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic

Большая часть семинара была посвящена теме импровизации. В принципе, всё, о чём говорили Борис Плотников и Михаил Башаков, применимо и на других инструментах, но в этот раз тема рассматривалась только с точки зрения губной гармоники. Не обошли стороной и важную специфичную тему – звукоизвлечения на этом замечательном инструменте.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic

Импровизация – это то, что было и будет всегда. Это начало начал. Импровизация – это не только музыка или актёрская игра. Каждый день в общении человек пользуется этим приёмом, употребляя уже знакомые ему слова и устоявшиеся выражения в разговоре с друзьями, коллегами, родными, просто прохожими. Разница между такой импровизацией и импровизацией, например, на сцене во время джема с другими музыкантами минимальная. Из этого Борис делает вывод, что экспромту (в том числе на губной гармонике) может научиться каждый. По ходу семинара все зрители убедились в этом, и уже под занавес семинара каждый имел возможность поиграть немного вместе с Борисом и Михаилом без всяких заготовок. Мало того, Борис утверждает, что импровизация должна быть обязательной частью репетиций и занятий на инструменте чуть ли не с самого первого дня.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic
При имровизации важно помнить: выразительные средства всегда ограничены, каким бы виртуозным исполнителем вы не являлись. После этого предупреждения на слайдах презентации, подготовленной Борисом Плотниковым, появилась следующая теоретическая информация.

Основные задачи импровизатора:

  • необходимо быть креативным, быть новатором;
  • готовность играть новую музыку;
  • соответствовать публике и коллегам по джему;
  • слушать и играть музыку различных направлений и различного характера.

Главные ошибки при импровизации:

  • заучивание готовых элементов без понимания, как их использовать в общей концепции;
  • постоянный съём чужих соло;
  • ограничение себя стилевыми рамками.

Основы импровизации в порядке из значимости: 

  • пульсация и грув;
  • чёткое акцентирование;
  • ритмическая фразировка;
  • звук, тембральное разнообразие;
  • лад (подбор нот, которые ложатся в заданную тональность);
  • мелодическая фразировка;
  • стилевые нюансы;
  • шаблонные ходы, заученные интересные фразы;
  • подчёркивание гармонии;
  • выход за рамки гармонии.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic

При развитии в себе навыков импровизатора, обязательно пользуйтесь двумя специфичными упражнениями:

  1. постоянно ограничивайте себя, уменьшая степень свободы;
  2. развивайте собственную креативность.

Импровизация на губной гармонике будет гораздо интереснее, если использовать этот, казалось бы, сильно ограниченный инструмент на полную. Для этого необходимо изучать различные варианты звукоизвлечения. Например, губную гармонику можно использовать в качестве перкуссии: играя на вдохе вы получаете высокий барабан, на выдохе – более низкий. Также важно пользоваться артикуляцией языком.На губной гармонике есть не так уж много техник игры. Они обозначаются слогами, которые «произносятся в губную гармонику». Самые известные, и самые используемые – «та» и «та-ка» («т» – на манер заокеанских соседей должна быть глуше и мягче). При этом, от степени произношения и от соответствия его дыханию зависит исполнение чередования нот: стаккато, легато, деташе или маркато.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic

Теперь можно перейти к рассмотрению самого важного пункта в импровизации – пульсации. Существует 4 основных вида пульсаций: восьмые (ровные и шаффловые), шестнадцатые (ровные и шаффловые), триоли и секстоли. Используя эти пульсации можно попробовать выполнить следующие упражнения: смена дыхания на разные доли, смещнная смена дыхания, смена без пауз в одной пульсации. Со временем можно добавлять паузы. Очень важно при импровизации использовать только один вид пульсации. Акценты расставлять только дыханием.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic

Дома хороший вариант ритмически импровизировать под драм машинку. Берём простую гармонию, на «трёх блатных аккордах». Играем под них три соседние ноты, поочерёдно дублируя, добавляя паузы. Можно заканчивать или начинать не в первую долю. Создатся так называемая фраза-вопрос. У нас в голове всегда что-то играет, какой-то мотив, какая-то мелодия. Переносите это на инструмент. Если во время игры вам понравилась какая-то неожиданно сыгранная вами фраза, запомните её, играйте дальше, ищите ещё новые фразы. Не должно быть более 4-х одинаковых квадратов! Это разовьёт вашу креативность, а быть может, и создаст ваш неповторимый стиль исполнения.Для того, чтобы свободно себя чувствовать в импровизациях конкретных стилей, изучайте клише, фразы, характерные стилю, изучайте смежные стили, ищите в них общее, обращайте внимания на разницу, экспериментируйте и смешивайте.Главное, ничего не бояться: лажают все! Это неизбежно. И самый лучший выход из ситуации, если вы не попали в ноту на публике, - улыбнуться и сделать вид, что так и было задумано.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic

Мастер-классы Learnmusic, проходящие по средам в клубе Алиби, транслируются в прямом эфире на канале интернет-телевидения yatv.ru, где каждый желающий также может задать вопрос по теме мастер-класса. Таким образом и был задан вопрос, как чистить губную гармонику. На что Борис сказал, что если её правильно хранить и эксплуатировать, то и чистить не обязательно, ну или делать это редко. Иногда достаточно просто промыть её. 

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic

Двое счастливчиков в самом конце семинара получили подарки от сети магазинов Dynatone, а один даже отправился бесплатно на концерт Бориса Плотникова и Михаила Башакова в «Шоколадную Фабрику».

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic








RTU.ru - каталог российских предприятий


1.559