Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж и фото: Гарик Гамарник Ещё до начала семинара повелителя губной гармоники Бориса Плотникова зрители, пришедшие вечером в среду в клуб Алиби, заметили специального гостя мастер-класса – Михаила Башакова – неповторимого поэта и музыканта. Удивительный дуэт сразу задал задорный настрой мероприятия. Большая часть семинара была посвящена теме импровизации. В принципе, всё, о чём говорили Борис Плотников и Михаил Башаков, применимо и на других инструментах, но в этот раз тема рассматривалась только с точки зрения губной гармоники. Не обошли стороной и важную специфичную тему – звукоизвлечения на этом замечательном инструменте. Импровизация – это то, что было и будет всегда. Это начало начал. Импровизация – это не только музыка или актёрская игра. Каждый день в общении человек пользуется этим приёмом, употребляя уже знакомые ему слова и устоявшиеся выражения в разговоре с друзьями, коллегами, родными, просто прохожими. Разница между такой импровизацией и импровизацией, например, на сцене во время джема с другими музыкантами минимальная. Из этого Борис делает вывод, что экспромту (в том числе на губной гармонике) может научиться каждый. По ходу семинара все зрители убедились в этом, и уже под занавес семинара каждый имел возможность поиграть немного вместе с Борисом и Михаилом без всяких заготовок. Мало того, Борис утверждает, что импровизация должна быть обязательной частью репетиций и занятий на инструменте чуть ли не с самого первого дня.
Основные задачи импровизатора:
Главные ошибки при импровизации:
Основы импровизации в порядке из значимости:
При развитии в себе навыков импровизатора, обязательно пользуйтесь двумя специфичными упражнениями:
Импровизация на губной гармонике будет гораздо интереснее, если использовать этот, казалось бы, сильно ограниченный инструмент на полную. Для этого необходимо изучать различные варианты звукоизвлечения. Например, губную гармонику можно использовать в качестве перкуссии: играя на вдохе вы получаете высокий барабан, на выдохе – более низкий. Также важно пользоваться артикуляцией языком.На губной гармонике есть не так уж много техник игры. Они обозначаются слогами, которые «произносятся в губную гармонику». Самые известные, и самые используемые – «та» и «та-ка» («т» – на манер заокеанских соседей должна быть глуше и мягче). При этом, от степени произношения и от соответствия его дыханию зависит исполнение чередования нот: стаккато, легато, деташе или маркато. Теперь можно перейти к рассмотрению самого важного пункта в импровизации – пульсации. Существует 4 основных вида пульсаций: восьмые (ровные и шаффловые), шестнадцатые (ровные и шаффловые), триоли и секстоли. Используя эти пульсации можно попробовать выполнить следующие упражнения: смена дыхания на разные доли, смещнная смена дыхания, смена без пауз в одной пульсации. Со временем можно добавлять паузы. Очень важно при импровизации использовать только один вид пульсации. Акценты расставлять только дыханием. Дома хороший вариант ритмически импровизировать под драм машинку. Берём простую гармонию, на «трёх блатных аккордах». Играем под них три соседние ноты, поочерёдно дублируя, добавляя паузы. Можно заканчивать или начинать не в первую долю. Создатся так называемая фраза-вопрос. У нас в голове всегда что-то играет, какой-то мотив, какая-то мелодия. Переносите это на инструмент. Если во время игры вам понравилась какая-то неожиданно сыгранная вами фраза, запомните её, играйте дальше, ищите ещё новые фразы. Не должно быть более 4-х одинаковых квадратов! Это разовьёт вашу креативность, а быть может, и создаст ваш неповторимый стиль исполнения.Для того, чтобы свободно себя чувствовать в импровизациях конкретных стилей, изучайте клише, фразы, характерные стилю, изучайте смежные стили, ищите в них общее, обращайте внимания на разницу, экспериментируйте и смешивайте.Главное, ничего не бояться: лажают все! Это неизбежно. И самый лучший выход из ситуации, если вы не попали в ноту на публике, - улыбнуться и сделать вид, что так и было задумано. Мастер-классы Learnmusic, проходящие по средам в клубе Алиби, транслируются в прямом эфире на канале интернет-телевидения yatv.ru, где каждый желающий также может задать вопрос по теме мастер-класса. Таким образом и был задан вопрос, как чистить губную гармонику. На что Борис сказал, что если её правильно хранить и эксплуатировать, то и чистить не обязательно, ну или делать это редко. Иногда достаточно просто промыть её. Двое счастливчиков в самом конце семинара получили подарки от сети магазинов Dynatone, а один даже отправился бесплатно на концерт Бориса Плотникова и Михаила Башакова в «Шоколадную Фабрику». |