Итак, программа Learnmusic вернулась с летних каникул и уже провела на открытии выставки "NAMM Musik Messe Russia-2014" свой первый и крайне интересный семинар с одним из лучших харперов страны – Александром Братецким.
![Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1132_140917143001.jpg)
Тема семинара звучала так: "Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды, овербенды и блокировка языком".
При игре на диатонической грамонике (да и на всех других инструментах) вы столкнетесь с проблемой освоения техники игры. (Недостаточно, оказывается, приобрести губную гармонику в магазине, чтобы стать харпером. Нужно учиться, учиться и еще раз учиться!).
![Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1132_140917144143.jpg)
Во-первых, надо понимать, что задействовано в процессе звукоизвлечения.
Во-вторых, постоянно заниматься, делать определенные упражнения.
Итак, в процессе звукоизвлечения активно участвуют артикуляционный аппарат, горло и диафрагма.
Горло всегда надо держать в приоткрытом состоянии, как будто мы произносим букву "А", без напряжения голосовых связок. Это самое правильное и оптимальное положение горла при игре на губной гармошке. Запомните!
Многие вокалисты слышали такую фразу: "Дышать нужно с опорой на диафрагму". Так вот, это касается и будущих харперов тоже. При этом грудную клетку не используем, работает только живот. Скоординированная работа живота приводит в действие диафрагму.
Есть два типа дыхания при игре на губной гармонике. Это отрывистое дыхание (стаккато) и плавное (легато).
Александр показал несколько упражнений на дыхание.
Первое упражнение на отрывистое дыхание. Спина ровная, руки под пупок, туда, где пряжка, напрячь немного низ живота и вдыхать короткими отрывистыми вдохами (выдох происходит произвольно). За один подход делать 40-60 вдохов.
Упражнение на легато. Спина тоже прямая, руки там же, медленно и глубоко вдыхаем - живот плавно раздувается, потом медленно и плавно, без толчков, выдыхаем. Здесь нужно быть осторожным и делать по 5-8 вдохов-выдохов за один подход, иначе может с непривычки закружиться голова.
Всего таких подходов может быть несколько, каждый сам решает по ощущениям, сколько нужно.
![Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1132_140917143901.jpg)
Вот еще несколько интересных упражнений.
Выдох через препятствие (поджатые губы) короткими пульсирующими движениями по 30-50 выдохов за подход.
Упражнение Жаба - как будто что-то глотаем, но со звуком.
![Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1132_140917143303.jpg)
![Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1132_140917143354.jpg)
Следующее упражнение - на звук "М", губы сомкнуты, челюсть вниз, горло отпустить; чем больше резонанс и плотнее звук, тем лучше.
(Словами трудно объяснить, что и как делать, это надо видеть и слышать!)
Задача таких упражнений - как можно реже брать дыхание и как можно дольше звучать на одном вдохе и выдохе.
При игре необходимо дышать оптимально, уметь быстро и точно сменять вдох и выдох без потери качества звука. Добиться этого можно при определенной сноровке и каждодневной практике.
Что касается мимических мышц, то их необходимо расслабить. Для этого сначала натягиваем мышцы лица, а потом отпускаем. Проще говоря, нужно погримасничать. Вот так:
![Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды,овербенды и блокировка языком. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1132_140917143656.jpg)
(Как заметил Александр Лучков, занимаясь по этой методике, можно незаметно освоить параллельную профессию и стать востребованным детским аниматором).
Дальше очень коротко (из-за нехватки времени) поговорили о бендах и овербендах - как они делаются (буквально на пальцах Александр все показал и объяснил); о работе с микрофоном; о том, как можно расширить тембральные возможности инструмента за счет усилителей, примочек и хорошего микрофона.
Но, Александр Братецкий советует сначала освоить базовую технику, а уже потом накладывать на нее всякие фишечки и примочечки.
И конечно же наши поздравления победителям розыгрыша!