Итак, программа Learnmusic вернулась с летних каникул и уже провела на открытии выставки "NAMM Musik Messe Russia-2014" свой первый и крайне интересный семинар с одним из лучших харперов страны – Александром Братецким.
Тема семинара звучала так: "Основы артикуляционной техники для правильного звукоизвлечения на губной гармонике. Дыхательные упражнения. Бенды, овербенды и блокировка языком".
При игре на диатонической грамонике (да и на всех других инструментах) вы столкнетесь с проблемой освоения техники игры. (Недостаточно, оказывается, приобрести губную гармонику в магазине, чтобы стать харпером. Нужно учиться, учиться и еще раз учиться!).
Во-первых, надо понимать, что задействовано в процессе звукоизвлечения.
Во-вторых, постоянно заниматься, делать определенные упражнения.
Итак, в процессе звукоизвлечения активно участвуют артикуляционный аппарат, горло и диафрагма.
Горло всегда надо держать в приоткрытом состоянии, как будто мы произносим букву "А", без напряжения голосовых связок. Это самое правильное и оптимальное положение горла при игре на губной гармошке. Запомните!
Многие вокалисты слышали такую фразу: "Дышать нужно с опорой на диафрагму". Так вот, это касается и будущих харперов тоже. При этом грудную клетку не используем, работает только живот. Скоординированная работа живота приводит в действие диафрагму.
Есть два типа дыхания при игре на губной гармонике. Это отрывистое дыхание (стаккато) и плавное (легато).
Александр показал несколько упражнений на дыхание.
Первое упражнение на отрывистое дыхание. Спина ровная, руки под пупок, туда, где пряжка, напрячь немного низ живота и вдыхать короткими отрывистыми вдохами (выдох происходит произвольно). За один подход делать 40-60 вдохов.
Упражнение на легато. Спина тоже прямая, руки там же, медленно и глубоко вдыхаем - живот плавно раздувается, потом медленно и плавно, без толчков, выдыхаем. Здесь нужно быть осторожным и делать по 5-8 вдохов-выдохов за один подход, иначе может с непривычки закружиться голова.
Всего таких подходов может быть несколько, каждый сам решает по ощущениям, сколько нужно.
Вот еще несколько интересных упражнений.
Выдох через препятствие (поджатые губы) короткими пульсирующими движениями по 30-50 выдохов за подход.
Упражнение Жаба - как будто что-то глотаем, но со звуком.
Следующее упражнение - на звук "М", губы сомкнуты, челюсть вниз, горло отпустить; чем больше резонанс и плотнее звук, тем лучше.
(Словами трудно объяснить, что и как делать, это надо видеть и слышать!)
Задача таких упражнений - как можно реже брать дыхание и как можно дольше звучать на одном вдохе и выдохе.
При игре необходимо дышать оптимально, уметь быстро и точно сменять вдох и выдох без потери качества звука. Добиться этого можно при определенной сноровке и каждодневной практике.
Что касается мимических мышц, то их необходимо расслабить. Для этого сначала натягиваем мышцы лица, а потом отпускаем. Проще говоря, нужно погримасничать. Вот так:
(Как заметил Александр Лучков, занимаясь по этой методике, можно незаметно освоить параллельную профессию и стать востребованным детским аниматором).
Дальше очень коротко (из-за нехватки времени) поговорили о бендах и овербендах - как они делаются (буквально на пальцах Александр все показал и объяснил); о работе с микрофоном; о том, как можно расширить тембральные возможности инструмента за счет усилителей, примочек и хорошего микрофона.
Но, Александр Братецкий советует сначала освоить базовую технику, а уже потом накладывать на нее всякие фишечки и примочечки.
И конечно же наши поздравления победителям розыгрыша!