Learnmusic -  программа поддержки музыкального образования Написать письмо   
Форум Педагоги Записаться на Семинары О Программе Партнеры Для Музыкантов Обратная Связь
Видео с семинаров
Мы в Контакте
LearnMusic community


Поиск по сайту:



 




Выразить свое мнение и прочитать, что думают другие можно здесь...
Борис Плотников
Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры.
пт. 12 сентября 2014, Выставка «NAMM Musik Messe Russia-2014»

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic


Второй день выставки и снова замечательные артисты на семинаре от программы Learnmusic!
Борис Плотников и Михаил Бушаков
На выставке мастер классы приходится проводить немного в нестандартном формате, поэтому решили поменьше говорить и побольше играть, но на самые животрепещущие вопросы все же успели ответить.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic


Первый вопрос от нашего ведущего был такой: в чем же секрет такой огромной популярности губной гармоники? Музыкальная компания DYNATONE, которая торгует губными гармониками Hohner, подсчитала, что за последние 10 лет было куплено столько этих инструментов, что у каждого жителя города Москвы должно быть ровно по пять губных гармоник.

На сегодня это самый современный и самый актуальный инструмент. Сейчас в моде различные гаджеты, все то, что удобно носить с собой. А губная гармоника как раз очень компактна и удобна в использовании (на тромбоне, например, в машине или в общественном транспорте так легко не поиграешь) к тому на ней легко научиться играть.
Сразу же развеяли миф о том, что губная гармоника несерьезный музыкальный инструмент, что на ней играют несерьезные люди несерьезную музыку.
Губная гармоника - это вполне самостоятельный и серьезный инструмент, на котором можно сыграть все что угодно, что и доказал нам Борис, сыграв менуэт Боккерини на гармонике, в которой всего шесть отверстий. Есть, конечно, свои технические трудности в исполнении, но они есть у каждого инструмента, например на саксофоне нельзя сыграть одновременно две ноты.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic


После очередного музыкального номера от сегодняшних гостей стали говорить о развитии беглости. И первый тезис, который Борис предложил пристально рассмотреть был таков: а надо ли играть быстро и для чего? Борис предложил рассматривать беглость как дополнительное выразительное средство, которое развивает ритмику. И это просто весело и прикольно. Если вам нравится быстрая игра, то беглости можно научиться. Это не просто, но и не сложно.
Главное нужно понимать, что при быстрой игре важно соблюдать контроль скорости - если контроль теряется, то получается неуклюжая игра. Не стоит играть быстрее своих возможностей. Необходимо постоянно заниматься, чтобы развить беглость. Также Борис советует быстро играть то, что удобно, потому что на диатонической гармонике, например, в таких страшных тональностях как ре бемоль минор или ми бемоль мажор очень трудно играть быстро, и звучать будет так себе. Да и вообще, считается, что на диатонике не играют быстро.

Проблемы, с которыми сталкиваются при развитии беглости: неразвитое чувство пульсации, слишком мягкая или жесткая атака звука, высыхание и зажатость губ, неправильное дыхание, недостаточное количество практики. Залог успеха - практика! Заниматься везде - и в пробках в машине, и в метро (прикрыли шарфиком гармошку, ухо закрыли, чтобы было слышно себя и играйте себе, вас все равно никто не услышит). Борис рекомендует играть на ходу. Только не надо это делать на морозе.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic


Для развития беглости необходимо чувствовать пульсацию. Ваши лучшие друзья в этом процессе метроном и драм машина. Они друг друга не заменяют, а дополняют. Метроном помогает чувствовать пульсацию, а драм машина даёт реальные грувы, с которыми приходится работать.
Начинать заниматься нужно с медленных темпов.
Очень полезные для развития дыхания и пульсации аккордовые упражнения (берутся первые три отверстия).
Чередовать на вдох соль мажор, на выдох до мажор. Играть как ритмический рисунок. Начинать в медленном темпе, можно с целой ноты, потом играть половинками и так далее до триолей. Как только все получилось и играть стало комфортно, темп можно увеличить.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются новички - неправильная атака звука. Либо слишком мягкая атака, либо слишком жёсткая. При жёсткой атаке начинают дёргать ноты. Конечно, так играть можно и так играют многие знаменитые харперы (особенно старенькие), например Джеймс Коттон (James Cotton), Джуниор Веллс (Junior Wells). Такая атака даёт определённую звуковую фишку, но если дёргать каждую ноту, то быстро играть не получится.
Для быстрой игры нужна ровная атака. Нужно следить, чтобы во время упражнений не было слышно пауз между вдохом и выдохом, и начало, середина и конец ноты звучали на одной громкости.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic


Еще один спорный момент - как правильно держать губную гармонику. Борис показал все способы. В интернете можно найти очень много ереси по этому вопросу, и существует ошибочное мнение, что нужно держать гармонику параллельно полу и перпендикулярно зубам. Для большинства музыкантов этот способ является недостаточно эргономичным и вызывает сильное напряжение на губах. Исключение - Жан Жак Мильто (Jean-Jacques Milteau) - он довольно технично играет при таком расположении гармоники.
Второй способ, который можно использовать при игре, это наклон инструмента вниз.
При таком расположении гармоники вы лишаетесь одной плоскости движения, у вас не работает нижняя челюсть.
А вот третий способ, и единственный, который Борис пропагандирует и считает самым эргономичным - это наклон задней части инструмента вверх. Гармоника лежит на нижней губе, верхняя губа накрывает 2/3 верхней крышки. Ключевой момент - губы должны быть расслаблены.
Так играют многие знаменитые харперы Говард Леви (Howard Levy), Джон Поппер (John Popper), Джейсон Риччи (Jason Ricci).

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. семинар LearnMusic


И наши поздравления победителям розыгрыша от компании DYNATONE.
Борис Плотников - Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. научиться играть и петь мастер-класс







RTU.ru - каталог российских предприятий


3.742