![семинар LearnMusic семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1148_150409015130.jpg)
В этот вечер (8 апреля) гостем программы LearnMusic стал человек-легенда, титан российской рок-сцены, гитарист, композитор, аранжировщик и саунд-продюсер Дмитрий Четвергов. Зал гостеприимного клуба-ресторана J. P. Burger был заполнен до отказа. Свободных мест не было.
Основной темой мастер-класса был заявлен, разумеется, блюз.
Дмитрий начал с исполнения собственного произведения под названием "След в след". Несмотря на то, что в формате мастер-класса наш гость не имел возможности привести с собою свою группу и вынужден был играть под "минус", прозвучавшая композиция (как впрочем и все последующие) никого не оставила равнодушными - настолько это было мощно, драйвово и виртуозно.
![семинар LearnMusic семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1148_150409020724.jpg)
Затем последовала основная часть мастер-класса - собственно рассказ о секретах исполнения блюза.
Очень не просто об этом рассказывать словами. Это надо было видеть и слышать.
Дмитрий долго и обстоятельно говорил о том, что хотя, как нам всем отлично известно, классический блюз строится всего на трех основных аккордах (тоника, субдоминанта и доминанта), способов "обыгрывания" этих аккордов существует великое множество. И именно в степени выразительности, изящества и изобретательности этого обыгрывания и проявляется мастерство музыканта. Глупо, к примеру, на протяжении всего соло играть в мажорном блюзе минорную пентатонику. А ведь именно так поступает подавляющее большинство доморощенных блюзменов. Человек не хочет думать, не хочет искать какие-то новые средства выразительности, не считает даже целесообразным просто потратить время и "снять" фрагменты выступления знаменитых мастеров жанра (Би Би Кинга, Эрика Клэптона, Джо Сатриани и т. п.), а ,единожды разучив эту заезженную пентатонику, самозабвенно играет ее, пока не устанет. В результате соло звучит нудно, однообразно и совершенно не "цепляет".
А ведь так интересно находясь, к примеру, в ми мажоре поиграть со сменой мажора на минор, используя подтяжки от соль к соль-диез, обыграть 4 или 6 ступень, пройтись по гармоническому минору (как это любит делать вышеупомянутый Сатриани) и т. д. По ходу рассказа Дмитрий иллюстрировал свои слова замысловатыми пассажами, ухитряясь сыграть очень непростые последовательности музыкальных фраз, не переставая при этом говорить.
![семинар LearnMusic семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1148_150409022814.jpg)
Попросив включить ему специально заготовленный минус медленного блюза, маэстро уже на полном звуке продолжил этот цирк. То есть прямо по ходу исполнения комментировал то, что он делает: "а тут мы цепляем мажорную третью ступень - а? правда здорово?... а вот повышенная седьмая... а вот пониженная пятая!..." Аудитория застыла в немом восторге, боясь упустить хоть слово из того, что говорил Дмитрий. Возможно не всем было все понятно, уж слишком быстро происходила смена тем и гармоний, но то ощущение, что прямо у тебя на глазах мастер из ничего создает чудо, было прямо-таки написано в глазах у всех зрителей без исключения.
Закончив рассказ о блюзе, Дмитрий испонил свою собственную композицию "Атмосфера", опять получив в награду шквал аплодисментов.
После этого мастер-класс как-то незаметно поменял формат и стал превращаться в творческий вечер артиста Четвергова. Впрочем это всем понравилось. Отвечая на вопросы собравшихся, наш гость рассказал много интересного и о своей работе с прославленным театром Ленком, где он с группой по просьбе Марка Захарова практически заново переписал знаменитые рок-оперы "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", и о недавнем творческом альянсе с певицей Алсу (которую Дмитрий считает трудолюбивой, честной и талантливой артисткой), и о конкурсе "Многоликая Гитара", и о новом альбоме.
В свой рассказ маэстро азартно вплетал исполнение различных произведений. Главным образом своих, однако к немалой радости собравшихся была с блеском исполнена Little Wing Джими Хендрикса. Оказывается Дмитрий долго не мог понять и принять творчество знаменитого американского гитариста. Ему не нравилась манера игры Хендрикса, и лишь недавно он вдруг проникся глубиной композиторского дарования кумира 60-х.
Так бы вечер и продолжился (чувствовалось, что у нашего гостя много припасено интересных историй), но ведущий мастер-класса вернул беседу в русло образовательной тематики, попросив Дмитрия прокоментировать то обстоятельство, что в России музыкантов не обучают ритмике ни в музыкальной школе, ни в училище, ни в высших учебных заведениях. Считается, что рано или поздно человек сам научится играть ритмично, если его заставлять много играть на инструменте. Однако получается, к сожалению, далеко не у всех.
"Да, это так!" - посетовал Четвергов - "потому-то у нас так плохо дело и обстоит с рок-н-роллом".
Решить проблему Дмитрий посоветовал при помощи занятий танцами или освоения какого-либо ударного инструмента.
В качестве примера он привел опыт латиноамериканских оркестров, где музыканта (трубача, гитариста, клавишника и т. п.) не берут в состав пока он не освоит перкуссию.
![семинар LearnMusic семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1148_150409031959.jpg)
Два часа пролетели незаметно. Наш гость еще много чего мог бы рассказать, но, к сожалению, пора было заканчивать.
Пообещав собравшимся, что скоро он снова с нами увидится и продолжит делиться секретами мастерства, Дмитрий в очередной раз за этот вечер ошеломил слушателей этим самым мастерством, сыграв финальную композицию в восточном стиле, в которой он еще и превосходно спел причудливый вокализ!
Восторгу присутствующих не было предела.
Еще примерно полчаса после окончания мастер-класса Дмитрий Четвергов раздавал автографы и фотографировался со всеми желающими.
А победителями в традиционном розыгрыше призов от компании DYNATONE в этот вечер стали:
Александра Митькина, Семен Недовенчанный, Людмила Приказчикова и Олег Данилович, которого, к сожалению, на фотографии нет по той простой причине, что он эту фотографию и создал. Как впрочем и все остальные фотографии с этого мастер-класса.
За что ему большое наше человеческое спасибо!
![семинар LearnMusic семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1148_150409033458.jpg)