Learnmusic -  программа поддержки музыкального образования Написать письмо   
Форум Педагоги Записаться на Семинары О Программе Партнеры Для Музыкантов Обратная Связь
Видео с семинаров
Мы в Контакте
LearnMusic community


Поиск по сайту:



 




Выразить свое мнение и прочитать, что думают другие можно здесь...
Борис Плотников
Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. (Конференц-зал №2)
чт. 10 сентября 2015, Выставка «NAMM Musik Messe Russia-2016»

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. (Конференц-зал №2) семинар LearnMusic

Серия мастер-классов на выставке NAMM 2015 открылась встречей с прекрасным музыкантом, кудесником и волшебником, повелителем губной гармоники - Борисом Плотниковым.

Борис в последнее время стал частым гостем нашией программы, чему мы разумеется, чрезвычайно рады.
Правда на этот раз маэстро пришел без своего именитого коллеги Михаила Башакова, но у него была уважительная причина.
Михаил опоздал на самолет Нью-Йорк - Москва и не успел прилететь на мастер-класс.

Впрочем и без Башакова беседа оказалась крайне занимательной и познавательной.

Говорили, как и было обещано, об импровизации.

Начал Борис с музыкального номера - он сыграл один из джазовых стандартов - и все присутствующие моментально убедились, что импровизирует наш гость как дышит - легко и непринужденно, великолепно ориентируется в гармонии и ритмике, и вообще, невзирая на то, что (по его же словам) этот минус не слышал уже года два, чувствует себя, как рыба в воде комнатной температуры. 

Похлопали.

После этого Борис включил специально заготовленную презентацию (вот что значит высшее образование, пусть даже биологическое, неважно - человек причил себя все делать основательно и качественно) и в течение 40 минут подробнейшим образом провел нас по всем этапам правильного освоения импровизационных навыков.

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. (Конференц-зал №2) семинар LearnMusic

Начать Борис советует с такого несложного эксперимента:

1. Наберите в любой программе (Guitar Pro, Cubase, Acid - какая есть) какой-либо несложный гармонический квадрат. Желательно из 2-3 гармоний. Больше не надо. Зациклите его.
2. Выберите последовательность из 3 нот, в принципе не столь важно каких, но лучше если они все-таки хотя бы частично будут попадать в выбранные гармонии.  
3. Начинайте играть выбранную последовательность нот. меняя их ровно на каждую четверть. Тут сразу станет понятно, почему надо было выбрать именно 3 ноты. Если бы их было 4, мелодия повторялась бы без изменения в каждом такте. А в нашем случае она постоянно меняется, создавая занятное движение.
4. усложняем задачу. Вместо одной ноты на каждую четверть начинаем играть иногда сдвоенные восьмые, фантазируя и выбирая ноты для раздваинвания совершенно произвольно, иногда неожиданно даже для самого себя.

и вот происходит чудо - мелодия из трех нот начинает казаться осмысленной, затейливой и интересной импровизацией.

Конечно это совсем не так. До настоящей профессиональной импровизации еще далеко, но на этом примере Борис показал, что импровизация - это не какая-то запредельная заумь, которая доступна только мега-профессионалам, а простая и увлекательная игра.

На первых порах совершенно необходимо ограничить "степени свободы" - количество нот и гармоний, чтобы сконцентрироваться на главном - на развитии собственной фантазии. 

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. (Конференц-зал №2) семинар LearnMusic

После того как вы слегка раскрепостили свой мозг и пручили его к некоторой свободе, следует заняться ритмикой.

Это очень важно.

Вы можете сыграть очень замысловатую мелодическую фразу, скопировать какой-нибудь кусок импровизации знаменитого музыканта, но если вы этот поток нот сыграете неритмично, то ваша игра не вызовет доверия (очень точное слово употребил маэстро-Плотников), а значит все ваши труды по съему и разучиванию сложных фраз будут потрачены впустую.

Это одна из основных ошибок начинающих музыкантов. Неважно на каком инструменте они играют. Гитаристы, писанисты, духовики - все поступают одинаково. Берут сборник ликов (Lick - музыкальная фраза, сыгранная каким-либо знаменитым музыкантом и заученная учеником отдельно, с целью повторения и вставления в импровизацию) забивают себе голову сотнями заученных фраз, а потом начинают их вставлять куда надо и куда не надо, причем играют бестолково, многонотно и, главное, неритмично!

Запомните, вам все равно не сыграть эту фразу так, как ее играет Бренфорд Марсалес, Чарли Паркер или Карлос Сантана. Вы все равно не повторите всех тех тембровых нюансов и ритмических сдвижек, которые мастера используют с завидной легкостью - ведь за их плечами десятилетия непрерывного труда, а вы только недавно взяли в руки инструмент.

Нет, никто не спорит - лики прекрасная вещь, их конечно надо разучивать. Мы ведь тоже разговариваем словами и фразами, которые кто-то до нас уже говорил, а мы подслушали (это тоже импровизация, только речевая). Но не надо упираться и тратить бездну времени филигранно точное выигрывание конкретного лика. Лучше упростить лик и адаптировать под себя. Но зато постараться найти в этой музыкальной фразе скрытый грув и сыграть ее максимально ритмично! 

Только освоившись в ритмике и наработав "словарный запас" можно переходить уже к произведениям с большим количеством обыгрываний, замен, опеваний, ритмических сбивок и т. п. 

Подытоживая свой рассказ, Борис попросил запомнить - главное в импровизации не техника, не количество нот, не замысловатые размеры и не сложные заученные пассажи, главное - это ваша свобода, фантазия и креативность. 

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. (Конференц-зал №2) семинар LearnMusic

А победителями в лотерее от DYNATONE на этот раз стали:
Рыстенко Михаил,
Симаков Алексей
и Дьячков Алексей
Поздравляем! 

Импровизация на губной гармонике. Развитие скорости игры. (Конференц-зал №2) семинар LearnMusic








RTU.ru - каталог российских предприятий


0.78