Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Серия мастер-классов на выставке NAMM 2015 открылась встречей с прекрасным музыкантом, кудесником и волшебником, повелителем губной гармоники - Борисом Плотниковым. Борис в последнее время стал частым гостем нашией программы, чему мы разумеется, чрезвычайно рады. Впрочем и без Башакова беседа оказалась крайне занимательной и познавательной. Говорили, как и было обещано, об импровизации. Начал Борис с музыкального номера - он сыграл один из джазовых стандартов - и все присутствующие моментально убедились, что импровизирует наш гость как дышит - легко и непринужденно, великолепно ориентируется в гармонии и ритмике, и вообще, невзирая на то, что (по его же словам) этот минус не слышал уже года два, чувствует себя, как рыба в воде комнатной температуры. Похлопали. После этого Борис включил специально заготовленную презентацию (вот что значит высшее образование, пусть даже биологическое, неважно - человек причил себя все делать основательно и качественно) и в течение 40 минут подробнейшим образом провел нас по всем этапам правильного освоения импровизационных навыков. Начать Борис советует с такого несложного эксперимента: 1. Наберите в любой программе (Guitar Pro, Cubase, Acid - какая есть) какой-либо несложный гармонический квадрат. Желательно из 2-3 гармоний. Больше не надо. Зациклите его. и вот происходит чудо - мелодия из трех нот начинает казаться осмысленной, затейливой и интересной импровизацией. Конечно это совсем не так. До настоящей профессиональной импровизации еще далеко, но на этом примере Борис показал, что импровизация - это не какая-то запредельная заумь, которая доступна только мега-профессионалам, а простая и увлекательная игра. На первых порах совершенно необходимо ограничить "степени свободы" - количество нот и гармоний, чтобы сконцентрироваться на главном - на развитии собственной фантазии. После того как вы слегка раскрепостили свой мозг и пручили его к некоторой свободе, следует заняться ритмикой. Это очень важно. Вы можете сыграть очень замысловатую мелодическую фразу, скопировать какой-нибудь кусок импровизации знаменитого музыканта, но если вы этот поток нот сыграете неритмично, то ваша игра не вызовет доверия (очень точное слово употребил маэстро-Плотников), а значит все ваши труды по съему и разучиванию сложных фраз будут потрачены впустую. Это одна из основных ошибок начинающих музыкантов. Неважно на каком инструменте они играют. Гитаристы, писанисты, духовики - все поступают одинаково. Берут сборник ликов (Lick - музыкальная фраза, сыгранная каким-либо знаменитым музыкантом и заученная учеником отдельно, с целью повторения и вставления в импровизацию) забивают себе голову сотнями заученных фраз, а потом начинают их вставлять куда надо и куда не надо, причем играют бестолково, многонотно и, главное, неритмично! Запомните, вам все равно не сыграть эту фразу так, как ее играет Бренфорд Марсалес, Чарли Паркер или Карлос Сантана. Вы все равно не повторите всех тех тембровых нюансов и ритмических сдвижек, которые мастера используют с завидной легкостью - ведь за их плечами десятилетия непрерывного труда, а вы только недавно взяли в руки инструмент. Только освоившись в ритмике и наработав "словарный запас" можно переходить уже к произведениям с большим количеством обыгрываний, замен, опеваний, ритмических сбивок и т. п. А победителями в лотерее от DYNATONE на этот раз стали: |