Ура! Нам удалось провести мастер-класс по аранжировке таким, каким он давно задумывался, но почему-то долгое время не получался.
Не помогала ни запланированная серия мастер-классов (на них приходили разные люди, поэтому серия теряла смысл), ни аренда специальной студии (возникли непреодолимые технические сложности и информацию в полном объеме не удалось изложить)
И вот усилиями двух прекрасных людей - нашего гостя Александра Зилкова, который привез на мастер-класс тонну своего оборудования, и арт-директора клуба FaqCafe Вячеслава Скрыпника, который прекрасно все организовал, мы наконец-то смогли сделать то, о чем давно мечтали.
2-х часовой мастер-класс получился невероятно познавательным и был насыщен крайне полезной и наглядной информацией.
Александр не поленился и привез на мастер-класс чуть ли не всю свою студию (компьютер, монитор, звуковую плату, миди-клавиатуру, гитару...)
Причем рисковал.
Выносная музыкальная плата после транспортировки и воссоединения с компьютером почему-то долгое время отказывалась работать, а на завтра была назначена сдача дорогого проекта...
Но в результате все каким-то непостижимо-мистическим образом наладилось и мастер-класс благополучно стартовал.
За основу Александр взял вокальный трек песни Love Me Again (John Newman), заготовленный им заранее.
Затем он наиграл несколько вариантов ритмической пульсации.
Начинать с барабанов (как делают многие начинающие аранжировщики) Александр считает неправильным.
Необходимо поймать пульс песни при помощи голоса и каких-либо вспомогательных инструментов (простенькой ритм-гитары, клавиш, шейкера и т. п.)
Тогда и основной барабанный рисунок будет гораздо легче найти.
Затем в диалоге с залом выбрали несколько вариантов развития аранжировки - где вступает бас, где барабаны, где пад и т. п.
Все эти варианты перепробовали. Что-то оставили, что-то отвергли с негодованием.
Только после этого набрали основной барабанный луп, заметив, что нет возможности выбрать крутые звуки из крутых сэмплерных библиотек (ну просто долго скачивать),
но на начальном этапе работы над аранжировкой, по мнению Александра, это и не нужно.
Это только отвлекает и затягивает.
Можно сидеть часами перебирать различные звуки, подставлять их один вместо другого, и в результатае окончательно потерять основную идею аранжировки.
Главный рабочий инструмент аранжировщика - это не компьютер, не мощный навороченный синтезатор и не новомодные звуковые библиотеки.
Главный инструмент, как неединожды в течение мастер-класса говорил Александр Зилков - это ваша голова, знания, опыт, музыкальная эрудиция.
Вы должны услышать в песне правильную гармонию, вы должны знать как выстроить полифонию, ритмику, контрапункт и т. д.
Но это мы отвлеклись. Вернемся к песне.
Основная часть аранжировки была на наших глазах создана за какие-то полчаса.
Уже мы сделали intro, куплет, припев (причем все это в нескольких вариантах) - можно теперь добавить инструментальный проигрыш и размножить эти паттерны в зависимости от количества куплетов и желаемой длительности песни.
Но нам показалось, что не хватает еще некоторых деталей.
Из зала поступило предложение в припеве наиграть Strings.
Как правило появление в аранжировке струнных придает звучанию объем и "дороговизну", но в нашем случае попробовав несколько вариантов, Александр предпочел от этой идеи отказаться.
В среднем регистре звук струнных мешал основному вокалу, а в верхнем не создавал желаемого эффекта объема.
Предпочли оставить простой аскетичный гитарный саунд.
Вообще при создании партий - самое главное не сыграть ничего лишнего.
Если вы придумали какую-либо партию какого-либо инструмента, сыграйте ее а потом проэкспериментируйте - послушайте аранжировку с этой партией и без нее.
Если кардинальных отличий в саунде и ритмике не происходит - значит эта партия лишняя, она не работает, ее надо отключить, какой бы красивой она вам не казалось отдельно от песни.
В аранжировке должны остаться только те партии и те инструменты, без которых ну никак нельзя обойтись.
Очень часто начинающие музыканты, купив компьютер, начинают создавать из своих песен чуть ли не симфонические полотна, наигрывая все новые и новые треки.
Им кажется - вот добавят еще одну тяжелую гитару и закачает, а потом наиграют еще тринадцать синтов и зазвучит.
Ничего подобного. Не звучит и не качает.
А песня превращается в кашу, где не слышно уже ни вокала, ни гармонии, ни даже барабанов.
Разумеется не обошли молчанием и тему саундпродюсинга и постпродакшна (обработки песни специальными приборами после записи и сведения).
Сейчас очень модно стало посылать песни в Англию или Германию на мастеринг на дорогие студии.
Дело в принципе неплохое и если у вас есть деньги, то почему бы не попробовать - вдруг действительно после мастеринга ваша аранжировка заиграет какими-то новыми красками?
Но ни в коем случае не следует на это слишком уж надеяться.
Мастеринг, какой бы он ни был дорогой - это всего лишь эквализация и компрессия.
Он не сможет исправить глобальные недочеты - отсутствие в аранжировке правильного распределения пространства по частотам, ритмические сбои, грязный звук инструментов.
Все эти проблемы вы должны решить на стадии аранжировки.
Александр долго еще отвечал на многочисленные вопросы:
- Какое у него оборудование?
- Как он пишет гитару?
- Как он работает с вокалистами?
- Как правильно использовать в аранжировке духовые?
и т. п.
Сошлись на мнении, что чтобы развернуто ответить на эти вопросы, необходимо по каждому из этих пунктов сделать отдельный мастер-класс.
Что и было нам Александром обещано.
Победители традиционной лотереи от компании DYNATONE.
Поздравляем!
Надеемся на скорую встречу с этим чудесным человеком и прекрасным музыкантом - Александром Зилковым!