Если вы читаете этот репортаж, значит скорее всего вас не было с нами 19 октября в уютном лофте студии Чайка.
А жаль.
На мастер-классе Александра Зилкова "Основы аранжировки" было ужас как хорошо.
Александр не давал аудитории расслабиться ни на секунду.
Все сидели буквально с открытыми ртами.
Важно было даже не столько то, о чем он рассказывал (а рассказывал он очень интересные вещи), а то КАК он это делал.
Трудно эту архитектурную речь, этот тонкий атмосферный юмор, этот невероятно удачный набор метафор, гипербол и аллюзий передать в сухом репортаже, поэтому мы вам лишь посоветуем обязательно посетить следующий мастер-класс Александра Зилкова (не пожалеете, вы уж нам поверьте), а в последующих строках черно-белых символов постараемся просто стенографически донести ту информацию, которой с нами делился замечательный музыкант и арранжировщик.
Итак Песня это:
Сочинение -> Аранжировка -> Исполнение -> Сведение -> Мастеринг
Так вот, не следует излишне полагаться на последние два пункта. Они вряд ли спасут ваше произведение (пусть даже виртуозно исполненное) если вы не уделили достаточное количество времени Аранжировке.
С другой стороны опытные музыканты говорят, что хорошая аранжировка сама себя сводит ))
И это действительно так.
Если вы грамотно выстроили режиссуру произведения, если вы правильно расставили акценты, если вы не перегрузили аранжировку лишними партиями, то сводить ее будет легко и много времени это не займет.
Александр позволил себе такую аналогию с фотографией.
Мы видим объект фотографирования (песня), мы делаем несколько фотографий с разным освещением, под разными ракурсами (аранжировка и запись), мы накладываем фильтры и выкладываем в инстаграм (сведение и мастеринг).
Так вот, как вы понимаете, какие фильтры на плохую фотографию не накладывайте, результат все равно будет неутешительным.
Спорно, но наглядно
Затем стали разбирать подробно процесс аранжировки.
По мнению Александра основная беда начинающих музыкантов в том, что они излишне набрасываются на припев - добавляют инструменты, нагнетают обстановку, усложняют структуру, забивают весь частотный диапазон и в результате имеют громкую пафосную кашу.
Это неправильно!
Главное при создании аранжировки не забывать, что музыка - это не столько про ноты, сколько про время и в вас постоянно (цитата из Зилкова) "должен радоваться внутренний туземец". (!!!)
Да, безусловно, добавление инструментов - это очень эффектный ход, но вы же не можете их добавлять бесконечно!
Рано или поздно их количество достигнет критического значения и они начнут не помогать, а вредить друг другу.
Не забывайте, что студийный арнажировщик работает не с реальными людьми, а с иллюзией их присутствия.
Есть масса других способов удерживать внимание слушателя:
- панорам
- обработка
- динамика исполнения
- загружать и затем разгружать фактуру (и то и другое необходимо делать крайне аккуратно)
- частотная заполненность или наоборот разряженнось
- темповые изменения, не обязательно радикальные, порою достаточно добавить 2-3 bpm в припеве
- смена ритмических рисунков
и т. п.
Затем Александр продемонстрировал нам 5 заранее заготовленных им мультитрек-вариантов аранжировки одной и той же песни в различных стилях.
Поп-рок, R-n-B, диско, гранж, баллада
Для каждого варианта последовал подробный анализ проекта - зачем введена та или иная партия,
какую она выполняет функцию, в какой тесситуре она исполнена и почему, когда она начинается и (что немаловажно) когда заканчивается, какие использованы вступления и коды и т. п.
Александр отключал и добавлял различные дорожки, мы слышали как кардинально меняется звуковая картина, грув, динамика.
Не знаю как у всех остальных, а лично у меня было ощущение, что на моих глазах 5 раз собрали и разобрали затейливо и со вкусом построенный дом.
Полтора часа пролетело совершенно незаметно.
Настал черед ответов на вопросы.
А победителями в традиционной лотерее от компании DYNATONE на этот раз стали: