Если вы читаете этот репортаж, значит скорее всего вас не было с нами 19 октября в уютном лофте студии Чайка.
А жаль.
На мастер-классе Александра Зилкова "Основы аранжировки" было ужас как хорошо.
Александр не давал аудитории расслабиться ни на секунду.
Все сидели буквально с открытыми ртами.
Важно было даже не столько то, о чем он рассказывал (а рассказывал он очень интересные вещи), а то КАК он это делал.
Трудно эту архитектурную речь, этот тонкий атмосферный юмор, этот невероятно удачный набор метафор, гипербол и аллюзий передать в сухом репортаже, поэтому мы вам лишь посоветуем обязательно посетить следующий мастер-класс Александра Зилкова (не пожалеете, вы уж нам поверьте), а в последующих строках черно-белых символов постараемся просто стенографически донести ту информацию, которой с нами делился замечательный музыкант и арранжировщик.
Итак Песня это:
Сочинение -> Аранжировка -> Исполнение -> Сведение -> Мастеринг
Так вот, не следует излишне полагаться на последние два пункта. Они вряд ли спасут ваше произведение (пусть даже виртуозно исполненное) если вы не уделили достаточное количество времени Аранжировке.
С другой стороны опытные музыканты говорят, что хорошая аранжировка сама себя сводит ))
И это действительно так.
Если вы грамотно выстроили режиссуру произведения, если вы правильно расставили акценты, если вы не перегрузили аранжировку лишними партиями, то сводить ее будет легко и много времени это не займет.
Александр позволил себе такую аналогию с фотографией.
Мы видим объект фотографирования (песня), мы делаем несколько фотографий с разным освещением, под разными ракурсами (аранжировка и запись), мы накладываем фильтры и выкладываем в инстаграм (сведение и мастеринг).
Так вот, как вы понимаете, какие фильтры на плохую фотографию не накладывайте, результат все равно будет неутешительным.
Спорно, но наглядно
![Основы аранжировки. семинар LearnMusic Основы аранжировки. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1225_161108025329.JPG)
Затем стали разбирать подробно процесс аранжировки.
По мнению Александра основная беда начинающих музыкантов в том, что они излишне набрасываются на припев - добавляют инструменты, нагнетают обстановку, усложняют структуру, забивают весь частотный диапазон и в результате имеют громкую пафосную кашу.
Это неправильно!
Главное при создании аранжировки не забывать, что музыка - это не столько про ноты, сколько про время и в вас постоянно (цитата из Зилкова) "должен радоваться внутренний туземец". (!!!)
Да, безусловно, добавление инструментов - это очень эффектный ход, но вы же не можете их добавлять бесконечно!
Рано или поздно их количество достигнет критического значения и они начнут не помогать, а вредить друг другу.
Не забывайте, что студийный арнажировщик работает не с реальными людьми, а с иллюзией их присутствия.
Есть масса других способов удерживать внимание слушателя:
- панорам
- обработка
- динамика исполнения
- загружать и затем разгружать фактуру (и то и другое необходимо делать крайне аккуратно)
- частотная заполненность или наоборот разряженнось
- темповые изменения, не обязательно радикальные, порою достаточно добавить 2-3 bpm в припеве
- смена ритмических рисунков
и т. п.
![Основы аранжировки. семинар LearnMusic Основы аранжировки. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1225_161108025353.JPG)
Затем Александр продемонстрировал нам 5 заранее заготовленных им мультитрек-вариантов аранжировки одной и той же песни в различных стилях.
Поп-рок, R-n-B, диско, гранж, баллада
Для каждого варианта последовал подробный анализ проекта - зачем введена та или иная партия,
какую она выполняет функцию, в какой тесситуре она исполнена и почему, когда она начинается и (что немаловажно) когда заканчивается, какие использованы вступления и коды и т. п.
Александр отключал и добавлял различные дорожки, мы слышали как кардинально меняется звуковая картина, грув, динамика.
Не знаю как у всех остальных, а лично у меня было ощущение, что на моих глазах 5 раз собрали и разобрали затейливо и со вкусом построенный дом.
Полтора часа пролетело совершенно незаметно.
Настал черед ответов на вопросы.
![Основы аранжировки. семинар LearnMusic Основы аранжировки. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1225_161108025404.JPG)
![Основы аранжировки. семинар LearnMusic Основы аранжировки. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1225_161108025419.JPG)
![Основы аранжировки. семинар LearnMusic Основы аранжировки. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1225_161108025432.JPG)
А победителями в традиционной лотерее от компании DYNATONE на этот раз стали:
![Основы аранжировки. семинар LearnMusic Основы аранжировки. семинар LearnMusic](../imgreport/lmr1225_161108025551.JPG)