Слава Виноградов был у нас в гостях уже в третий раз.
И снова успех - снова прекрасный рассказ и великолепное владение инструментом!
Сначала поговорили о фолке. Ведь губная гармоника первоначально использовалась только в этой музыке.
Все композиции исполнялись в основном на выдохе, тональность менять было не принято, ни о каких бендах и овербендах речи никто не заводил.
В доказательство своих слов, Слава исполнил композицию, которую он назвал "Кудахтанье старой курицы"
Действительно очень похоже.
Затем появился блюз. Гармошку стали использовать и на вдох.
К примеру если у вас основная тональность кармошки G, то на вдохе вы получаете тнальность D и уже сразу неколько блюзовых нот
А если добавить передувания и слайд-технику, то у вас получается очень похожая иммитация блюзовой гитары.
Как иллюстрацию к этому утверждению, Слава исполнил знаменитую композицию Fox Chase, сопровождая игру на гармошке забавными всхлипами и выкриками.
Оказывается для раннего блюза характерна такая манера исполнения, когда музыкант часть отверстий блокирует языком, что позволяет ему играть не только отдельные ноты, но и целые аккорды. В результате можно играть одновременно и мелодию и сопровождение.
Вообще игра на гармошке в акустику (без подзвучке) провоцирует исполнителя на использование максимального количества нот (чтобы было громче - это ее роднит с акустической гитарой)
И при этом конечно же без блокировки языком не обойтись.
Кроме всего прочего язык - еще и прекрасный перкуссионный инструмент.
Если умело им распорядиться, можно играть весьма непростые ритмические рисунки.
Однако с приходом на сцену электричества ситуация резко изменилась.
Знаменитый Литл Волтер (Little Walter) был одним из тех первых музыкантов, которые взяли вот этот диспетчерский микрофон (см. фото) и пользуясь тем, что он имеет высокое сопротивление, воткнули его напрямик в гитарный комбик. Эффект превзошел все ожидания. Гармоника зазвучала совершенно иначе. У нее появилось огромное количество новых выразительных средств.
Теперь уже не обязательно было дуть во все дырки одновременно. Можно было сосредоточитьтся на мелодии, при помощи рук накладывать "фильтры" - регулировать частотную составляющую звука, а с помощью чувствительности входа на комбике можно было "подгружать" звук, что невероятно обогащало звучание инструмента.
С тех пор этот микрофон считается главным микрофоном харперов во всем мире. Помимо своеобразного звука он еще обладает крайне удобной формой - идеально лежит в руке, а засчет достаточно обширного выпуклого корпуса придает звуку характерный объем, что тоже очень нравится музыкантам.
Идеальным же гитарным комбиком для харпера принято считать Fender Junior - компактный, ламповый, c трех-полосным эквалайзером и удобным ревером - чего еще желать-то?
Разумеется музыканты - публика ищущая, склонная к экпериментам и разные исполнители используют и другие микрофоны и другие комбики и различные процессоры и примочки, но микрофон Green Bullet и комбик Fender Junior - остаются классикой жанра.
Затем последовала традиционная для LearnMusic серия вопросов и ответов.
Вопрос: Нравится ли вам комбик Roland Micro Cube?
Ответ: Нравится, но не очень.
Вопрос: Почему Говард Леви (Howard Levy) играет в хитрый и дорогой динамический микрофон, а не в классический GB?
Ответ: Он играет не классический блюз, а скорее джаз-рок, поэтому ему нужен микрофон, хорошо воспроизводящий весь спект звучания гармоники.
Вопрос: Какие у вас любимые исполнители и как совмещать гармошку с вокалом?
Ответ: Любимые исполнители - это уже упомянутый Литл Волтер и Санни Виллиамсон первый и второй (Sonny Boy Williamson I и II).
Вместо ответа на вторую часть вопроса Слава залихвастски исполнил классическую Baby Please Dont Go.
Вопрос: Когда появились бэнды и как правильно кастомизировать гармошку?
Ответ: Бэнды были всегда. Мне приходилось находить гармошки и 20-х и 30-х годов прошлого века, причем без следов специальной обработки, и на них отлично брались бенды. Просто хорошо тогда делали инструменты. Качественно. В наше время свежекупленную гармошку все-таки лучше слегка доработать - отрегулировать зазоры, обтесать края и т. д.
Вопрос: Как ухаживать за гармошкой? Насколько часто надо делать профилактику?
Ответ: Я развинчиваю гармошку примерно раз в полгода. Чищу металлические части зубной щеткой с зубной пастой и подстраиваю инструмент по тюнеру.
Вопрос: Какую кастомизацию вы делаете на заказ?
Ответ: 1. Регулировка зазоров - чтобы получалась большая отдача при меньших усилиях
2. настройка овербендов
3. замена корпуса (гребенки) на корпус из более ценной породы дерева
4. общая обработка - избавление инструмента от шероховатостей, зазубрин, сколов и т. п.
На этот раз победителями традиционной лотереи от компании DYNATONE стали:
Масленникова Екатерина,
Цакун Алексей
и
Маркин Владислав.
Поздравляем!