В этот вечер говорили об импровизации.
Все основные постулаты Александр сопровождал музыкальными примерами, исполненяя их на губной гармонике, однако речь шла об глобальных вопросах и все что говорилось легко можно было применить к любому музыкальному инструменту.
Александр сказал, что импровизацию можно классифицировать по следующим основным категориям:
- ритмическая - т. е. импровизация построенная на различных ритмических рисунках.
При этом музыкант зачастую использует весьма ограниченное количество нот.
Иногда даже вовсе одну.
- гармоническая - импровизация обыгрывающая гармоническую сетку.
Достаточно несложная форма. Обязательна к изучению на первоначальном этапе занятий.
- мелодическая - наиболее сложная и интересная форма импровизации.
В этом случае музыкант играет целые (возможно заранее заготовленные) фразы из которых складывается, как иногда кажется, совершенно другая мелодия.
Но если импровизирует мастер, то эта мелодия получается интересной, насыщенной различными оттенками, она как будто показывает какими путями можно еще развить первоначальную тему.
Основную ошибку совершают буквально все начинающие импровизаторы, пытающиеся сразу сыграть огромное количество нот - так сказать удаль показать.
Чаще всего ничего толком показать не удается. Вместо этого совершается масса ошибок и напрочь теряется музыка.
Когда вы начинаете осваивать импровизацию полезно в приказном порядке ограничить себя - играть например 2-3 ноты или только пентатонику.
Но зато стараться построить из этих нот интересные фразы. Разнообразить ритмику. Стараться попадать в гармонию.
Постепенно количество нот можно увеличивать. Но делать это надо крайне осторожно и неторопливо.
Разумеется импровизацией следует начинать заниматься, когда вы уже в достаточной степени освоили свой инструмент.
Однако вовсе необязательно быть супер-виртуозом, чтобы интересно и красиво импровизировать.
Важно другое - стараться быть в музыке.
Не надо пытаться все жестко контролировать, стараясь попасть идеально в ритм, в гармонию, построить идеальную фразу.
Лучше наоборот - расслабиться и позволить вашему сознанию самому находить, быть может необычные, но интересные решения.
Поговорили о дыхании. Очень многое объединяет в этом плане губных гармонистов с вокалистами.
И тем и другим необходимо научиться идеально владеть своими легкими.
Зато если вы уже освоили вокал, то вам научиться играть на губной гармонике будет значительно легче.
Не случайно знаменитые вокалисты, такие, к примеру, как Боб Дилан, Стив Тайлер, Брайан Адамс или Оззи Осборн очень любят этот инструмент и с блеском используют его в концертной практике.
Александр, сам будучи прекрасным вокалистом, в конце мастер-класса исполнил нам песню собственного сочинения, продемонстрировав виртуозное сочетание
вокала и импровизации на губной гармонике.
А победителями в традиционной лотерее от компании DYNATONE на этот раз стали:
Чеботарев Андрей,
Кидралеева Светлана
и
Маркин Игорь Владимирович.
Поздравляем с победой!