Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Исаева Юлия Репортаж подготовила Исаева Юлия «Народу нужен здоровый рок-н-ролл!» - такими словами открылась встреча Анатолия Сёмочкина со слушателями LearnMusic. Проходила она в стенах «Панорамы» в субботу 21 января. Уже не в первый раз за эти морозные дни любителям южных музыкальных ритмов и культур удалось порадовать своё сердце и согреться в кругу близких по интересам людей. Разговор шёл о блюзе. «При чём же здесь рок-н-ролл?» - спросите Вы. Ответ прост: блюз и рок-н-ролл в своей основе имеют общие древние негритянские традиции. Анатолий с азартом осветил вопросы о том, какова структура блюза, где он зародился, какие приёмы используются при его исполнении и сколько уроков требуется для того, чтобы стать настоящим блюзменом. :) Если забежать немного вперёд, можно отметить, что искусство исполнения блюза, это не только владение техникой (отнюдь не сложной и не требующей особенных умений от музыканта). Дело в том, что блюз возник во второй половине 19 века и своими корнями, как было сказано выше, он восходит к фольклору американских негров. Вывезенные в Америку негры – рабы вначале посещали церковь и участвовали в пении церковных гимнов. Когда их изгнали из церкви, то в своих отдельных церквях и на религиозных собраниях они стали исполнять христианские гимны уже на африканский манер. Так появился спиричуэлс. Из спиричуэлса и «work – songs» (трудовых песен), которыми сопровождалась работа в полях, рубка леса и т. д., и сформировался блюз. Таким образом, блюз - афро-американская музыка. Возможно поэтому большинство именитых блюзменов – черные люди. Есть мнение, что это проникновенность, с которой звучит исполняемый ими блюз, зависит как от самосознания чёрного народа, так и от генетической предрасположенности к игре ритмичной музыки (врождённого чувства ритма). «Неграм не хватает европейской гармоники» - говорит Анатолий Валерьевич. Итак, блюз – музыка не африканская и не европейская, а сплав элементов двух музыкальных культур. Он основан на специфическом переплетении мажорного и минорного лада. «Если негру хочется передать радость, он играет в мажоре - иронизирует наш ведущий – солнце заходит, работа на плантации подходит к концу…». В целом используются мажорные аккорды, к которым добавлены минорные ступени («блюзовые ноты»). Они берутся не точно тон в тон, как в европейской музыке, а используется как бы промежуточная нота между мажорной и минорной, т. е. это нота ни «до», ни «до-диез», а между ними, так называемая «зона свободного интонирования». Музыка в блюзе обычно основана на трёх аккордах: тоника, субдоминанта, доминанта. Незамысловато, правда? При этом соблюдается строгая гармоническая последовательность, которая сочетается с вокальной и инструментальной импровизацией. «Человеческий голос никогда не дискретен, он всегда плавающий - рассказывает маэстро – имитацией человеческого голоса становятся бенды». Считается, что именно блюзмены научили весь мир подтягивать струны, создавая «воющий» эффект. Гости семинара не только услышали интересный, с юмором преподнесенный рассказ о зарождении блюза, прослушали не одну музыкальную композицию в исполнении преподавателя гитарного колледжа, музыканта Анатолия Сёмочкина и его учеников, но и узнали о том, какие ошибки допускают музыканты, используя некоторые технические приёмы такие, например, как: бенд. Также нам показали стиль игры bottleneck («бутылочное горлышко»). Когда - то от бутылки отбивалось горлышко и использовалось как слайдер: одевалось на мизинец левой руки и прикладывалось к струнам. Получался резкий и тягучий звук слайд-гитары, дающий возможность получить все «промежуточные» блюзовые ноты. Сегодня для технического приёма «слайд» и игры на гавайской гитаре, на которой возможен лишь такой способ извлечения звуков, изготовляются стеклянные, керамические или металлические слайдеры. Как выяснилось, по своей сути: по структуре и текстам, - музыка этого направления довольно примитивна. Почему же она оказывается столь востребованной и развивающейся среди слушателей и музыкантов? Почему на его основе позднее зародились джаз, рок-н-ролл, ритм-н-блюз и многие другие музыкальные стили, имеющие большое значение в мире музыки сегодня? Возможно секрет заключается именно в том, что является главным в блюзе: чувство ритма и настроение исполнителя. Народу не нужно сложных схем, ему нужна энергия, чувство – всё то, что находит отклик в душе каждого! Два часа встречи участников LearnMusic пролетели незаметно. Термины, теория разбавлялись музыкой. Примечательно, что одним из направлений деятельности учебного заведения, в котором преподаёт Анатолий, является подбор песен, репертуара. Перед внимательными слушателями семинара выступали ученики Анатолия Валерьевича: Сергей, Игорь и Варвара. Были охвачены многие музыкальные жанры: блюз, французский джаз, фламенко, музыка ренессанса. Один из учеников исполнил добрую бардовскую песню Олега Митяева. Думаю, многие из пришедших в «Панораму» остались довольны тем, как тепло, душевно и весело прошёл ещё один холодный московский вечер и будут с нетерпением ждать новых встреч с человеком, способным так легко и ненавязчиво провести урок музыки и смеха! |