Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Наталья Гуреева Однако какие же всё-таки странности и необычности порой встречаются в жизни. Например, музыкант или певец без слуха или голоса (иногда, правда, без того и другого бывает - ну, это совсем худой случай, его мы не станем касаться). И ведь многие - настоящие профессионалы! Известные личности! Уверена, что некоторые из них и вам, уважаемые, хорошо знакомы. И всё же, отсутствие слуха или голоса для инструменталиста, как в принципе и для вокалиста – не катастрофа, и даже не трагедия. Всё можно разработать и поставить, было бы желание. Но как творить, если не знаешь нот?! Оказывается, очень просто, на слух! Но тут же встаёт вопрос: «Где этот самый слух раздобыть?» А «раздобыть», точнее сказать, выработать его можно благодаря импровизационным упражнениям. О том, как эти упражнения делать правильно и продуктивно, рассказывал и показывал (что немаловажно!) на семинаре Learnmusic Павел Александрович Григорьев – ныне солист-инструменталист ансамбля «Русская песня» под рук. Надежды Бабкиной, и, конечно же, преподаватель музыкального колледжа «Консорт». Итак, импровизация. Она первостепенна. Можно сказать, что импровизация – это сердце джаза. «Это искусство, в котором есть свои законы, которые нужно знать, обладая элементарной начальной музыкальной базой». В классической музыке импровизация тоже присутствует. Но там она проявляется в виде нюансов динамики, но никак не в варьировании темы. В джазе же импровизация свободна. Здесь «как дышится, так и играется, поётся». В основном в джазовой музыке – простые формы (простой период в 16 тактов). А чтобы сделать эти простые формы не простыми, а золотыми, т.е. более интересными, и используется как раз принцип импровизации, который заключается в опевании аккордов, а именно, T-S-D-T (тоника – субдоминанта – доминанта – тоника). Павел Александрович к радости присутствующих продемонстрировал всевозможные способы опевания, правда, «опевал» он исключительно саксофоном (и всё же один раз пришлось-таки обратиться за помощью к более сильному и большому фортепиано, но один разок не в счёт). В принципе, опевание можно проделывать и голосом, и при этом ничуть не хуже. Учитель также советовал заучивать импровизации, как инструменталистам, так и вокалистам (и не беда, если они будут чужими) – всё это откладывается в своего рода музыкальный багаж, что без сомнения окажется полезным в вашей творческой деятельности. Это сделает вас более уверенными, и позволит вдохновению наведываться к вам всё чаще и чаще. Ведь вдохновение, такая штука, её не подгонишь под систему, оно появляется лишь тогда, когда музыка живёт в вас. А чтобы она жила, необходимо постоянно «подкармливать» её всё новыми и новыми музыкальными творениями. А если таковых не нашлось в вашей сокровищнице, всё же лучшим будет позаимствовать что-нибудь из чужой, нежели оставаться «некормленым». Не думаю, что открою Америку, если скажу, что неплохим подспорьем в творческой деятельности являются семинары, организованные в рамках программы поддержки музыкального образования Learnmusic. Здесь и умные вещи послушаешь, и на интересующие вопросы ответы получишь. В общем, лепотааа… |