Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
репортаж: Екатерина Кузнецова Из песни, как говорится, слов не выкинешь... Вот и у вашего покорного слуги просто рука не поднимается как-либо комментировать всё произошедшее в клубе Bilingua 5 июня. Да и о каких комментариях может идти речь, если очередной семинар, организованный программой Learnmusic в поддержку музыкального образования, был посвящен Классической гитаре в ансамбле и проведен самой Натальей Ивановой-Крамской! На этот раз слово великим детям великих родителей... "Сегодня, наверное, для вас будет не совсем обычная встреча. Я не знаю, кто здесь присутствует, и ещё, видимо, придут желающие посетить наш семинар. Мне бы хотелось остановиться вот на чем: мы очень много говорим о джазовой гитаре, обо всяких ансаблях джазовых, но очень мало вспоминаем о том, что все началось с классической гитары. Её корни уходят во 2-3 тысячелетия до нашей эры, когда были первые инструменты, с которых собственно и начиналась классическая гитара. Это были инструменты, которые сопутствовали человеку всегда, начиная от рождения и до смерти. Жрецы знали, как действует инструмент на человека, и всегда, когда шли священнослужители, в руках у них были инструменты. Они понимали, что человек совершенно по-другому воспринимает человеческую речь, если звучит инструмент. И сейчас вы наверное знаете, что когда звучит гитара, совершенно иначе человек воспринимает музыку, человеку становится действительно прекрасно. Гитара вместе с человеком и сейчас - всегда и везде. И это неспроста. Мы держим гитару рядом с собой, рядом со своим сердцем. Гитара - иснтрумент спокойный. Это инструмент, который заставляет успокаивать нервы. Заставляет человека во многом пересмотреть свою жизнь. И это не пустые слова. В моем архиве очень много писем, которые писали моему отцу простые люди, начиная с довоенного времени - 38-39 годы, страшные года в нашей стране - и до последних дней жизни - до 73 года, когда умер отец, ему писали письма. Иногда удивительные: человек, сидящий в тюрьме, убивший несколько молодых людей, даёт слово Иванову-Крамскому, что совершенно иначе будет жить с этого момента! Какая у него может быть жизнь, если он сидит в тюрьме за такие поступки?! Но без слез эти письма читать просто невозможно. И это действие гитары, потому что по радио раньше очень часто звучал этот инструмент. Но в нашей стане было время, когда гитара была причислена к космополитическим инструментам, поэтому она не преподавалась и была изгоем. Вот поэтому очень много, что могла бы гитара, сейчас отсутствует. А самое главное - мы потеряли ту ниточку традиций, которая имеется у любого инструмента. Разорвали, разрезали эту ниточку и решили начинать все сначала. А сначала не получается! Гитара всегда развивалась на профессиональной основе: школы, инструкции, методики - они все были написаны в 15-16 веке, когда еще вообще ничего не было, ни одного инструмента, а гитара имела всё. И вот именно оттуда начинается наша классическая гитара, которая имеет великолепные традиции и в России тоже. Петр Первый привез сюда вместе с духовыми инструментами и гитару. И вот с того времени - начала 18 века - классическая гитара у нас, в России, начала существовать именно так, как она от природы создана. Сегодня мне бы хотелось остановиться именно на ансамбле. А почему ансамбль? А потому что это тоже традиция. Во Франции, в Италии процветало такое искусство, как трубадуры, вы наверное слышали. Это не простые бродячие музыканты, это были одни из самых образованных людей того времени. В замках, в монастырях преподавались самые-самые по тому времени нужные науки: математика, астрономия, язык, обучали игре на разных инструментах, в том числе на флейте, арфе, гитаре, лютне; обучали сложению баллад, чем сейчас занимаются многие, - этому обучали в течение многих лет. Это были великолепные рыцари,которые знали, как себя вести, они занали теорию, занимались практикой - всеми этими науками (как они тогда назывались), и выходили в свет самыми образованными людьми. Так что трубадуры - это не просто какие-то клоуны, это были великолепные музыканты. Так вот когда голос (вокал) отошел от инструмента, а может быть наоборот - гитара отошла от вокала, вот с этого момента люди и поняли, что гитара - это многоголосный инструмент, на котором можно играть и мелодию, и аккомпанемент. И прекрасно владеющий иснтрументом человек овладевал уже сразу и многоголосьем. Гитара у нас не мелодический иснтрумент, это в другом понятии он мелодический, а гармонический, имеющий многоголосье, о чем часто забывают даже преподаватели музыкальнх учебных заведений, а ученики думают, что они играют на мелодическом инструменте, действительно - это очень мелодичный музыкальный инструмент... Сегодня мы начнем с показа одного из ансамблевых произведений для двух гитар. К 18 веку гитара была уже настолько популярна и настолько интересна, что почти все композиторы, которые жили в то время, писали для гитары с другими инструментами. Это была оригинальная, блестящая музыка, которая звучала во всех евопейских государствах. Музыканты, которые владели игрой на гитаре ценились не меньше, чем министры и дипломаты. Недавно у меня был разговор с одним из американских издателей русской музыки, и я его спросила, мог бы он мне прислать произведение английского лютниста Доулинда, а он говорит: "Шпиона?" И многие музыканты были действительно разведчики :) и шпионы. Находясь рядом с императором, царем, с королем, играя на своем инструменте, он слышал всё, о чём беседовали в этой стране. Они обсуждали на какую страну идти, что бы в этой стане произвести. И он, приезжая к себе (тогда всё это было просто - никаких загран-паспортов) очень спокойно рассказывал, что слышал то-то и то-то... И это всем сейчас известно, потому что сохранилось много очень интересных документов. Это инструмент,который звучал буквально при всех дворах. Этому инструменту поклонялись, и не просто так! Богатый владелец дома считал за честь иметь у себя при своем доме обязательно самого лучшего музыканта, и не обязательно той страны, в которой он сам живет. Устраивая помещение, где он будет жить, богач покупал лютню, гитару и смотрел, как она украшена. И точно такой же рисунок и цвет дерева должны были быть везде в интерьере. То есть, всё подделывалось под инструмент, а не наоборот. И инструмент был не украшением. Было стыдно, если кто-то не умел играть на лютне. Было стыдно, если кто-то не знал несколько языков. Было стыдно, если кто-то не умел танцевать, не знал обычаи, не знал, как себя вести - то, чему сейчас не обучают, считают, что так пройдет... А не пройдет! Человек должен знать, как себя вести. Человек должен знать языки, чтобы общаться, и человек должен быть культурным: он должен понимать музыку, и не вот эту вот, где мальчики с волосами - это не музыка! НЕТ !Надо понимать литературу и настоящую классическую музыку, вот тогда вы будете культурными. Сейчас вы услышите дуэт для двух гитар итальянского композитора Мауро Джулиани. Много лет в Париже на Елисейских полях Джулиани вместе с другими музыкантами устраивал вечерние серенады и специально писал для этого музыку. Теперь мне хотелось бы еще одно произведение показать вам. Дело в том, что для гитары написано очень много концертов, особенно для гитары с оркестром. Они звучат очень редко и опять же по одной причине: потому что гитара не преподавалась, о гитаре мало знают, у нас очень мало изданий хорошей настоящей музыки для гитары, поэтому эта музыка и не исполняется. А иногда у нас так думают: не исполнятся, значит её и нет; я не знаю ничего о гитаре, значит и никто о ней ничего не знает. И сегодня вы слушаете студентов, которые учатся в Москве, один из них уже, правда, закончил, но я могу его еще считать воспитанником музыкального училища при Московской консерватории, где открылся класс гитары только в 1960 году. До этого не разрешали гитару преподавать,и вот с тех пор этот класс существует. Училище при консерватории воспитало очень много талантливых музыкантов в том числе, если здесь люди, интересующиеся гитарой, это Николай Комоляков, Ларичев, который написал много музыки, и сделал много сборников для гитары, и много-много других. Так вот сегодня перед вами выступает дуэт, Дмитрий Бородаев и Янис Гусорг. У них еще молодой дуэт, я думаю, что они вполне готовы к тому, чтобы в ближайшее время показать очень интересную и разнообоазную программу. И еще я хотела бы представить нашего концертмейстера, это Анна Суслова, которая нам сегодня немножко поможет. Отрывок из концерта Мауро Джулиани для гитары с симфоническим оркестром, но, к сожалению, партию оркестра заменит фортепиано. Я хочу продолжить разговор об ансамбле: зачем нужен ансамбль? В учебном заведении очень много предметов, но что даёт ансамбль? Во-первых, слух, слушание друг друга, это очень сложно - играть вместе, играть ровно, понимая баланс: какой нужно звук сделать, как нужно над звуком поработать, чтобы не быть ярче другого, или наоборот, сделать так, чтобы это было, может быть, тише, чем играет партнер. Здесь развивается слух обязательно, о чем иногда тоже забывают даже преподаватели музыкальных школ, которые не напоминают ученику, что он музыкант, что он должен слушать себя. Не слушать кого-то,а слушать себя, слушать в ансамбле своего портнера и слушать, что получается в общем - вот это объединение двух, трех, четырех, пяти людей, которые занимаются ансамблевой музыкой. Но бывают ансамбли разных инструментов, предположим, гитара и флейта, гитара, флейта и альт - это совершенно разные инструменты и тоже надо уметь слушать и флейту, и альт. И это я все говорю об оригинальной музыке, а не о переложении. Это оригинальная музыка, написанная для таких составов. Они ведь тоже не звучат у нас, ими пренебрегают. Лучше послушать какие-то доски, которые стучат на сцене, вместо того чтобы прислушаться - как звучат инструменты. В училище при Московской консераватории с 1970 года проходят концерты, где принимают участие разные составы с гитарой. Почему не раньше? - Потому что дирекция не шла навстречу и не открывала класс ансамбля. И мне пришлось доказывать делом,что такая музыка существует, что студенты вполне готовы к тому, чтобы воспроизвести эту музыку. И с тех пор в училище при консерватории есть такой предмет: камерный ансамбль. Очень важно, когда человек не приходит подготовленным на коцерт гитариста. Что значит неподготовленный? Предположим, не играющий на инструменте, просто любящий музыку, любящий гитару. Гитара имеет ещё и воспитательное значение: человек, который любит гитару, слушает классическую музыку, приобщается к классике, приобщается к хорошей, серьезной музыке и идет слушать другие концерты, потому что ему понравилось то, что делал гитарист. Поэтому, конечно, гитаристы должны быть всегда с иголочки, чтобы представить свой инструмент достойно, чтобы не осталось впечатления неприятного, чтобы как можно больше людей заразились этим инструментом. Он всегда должен выступть и пропагандистом, и человеком, несущим слушателю настоящую, красивую музыку. Она воспитывает души людей и возвращает к нашим корням, она действует на людей любого возраста, и это не простые слова! И хотелось бы, чтобы с этого семнара вы ушли с хорошим настроением и с приятным ощущением." Одухотворенная публика по завершении семинара начала делиться впечатлениями. Тихо, вполголоса, как в консерватории... Тсссс! Послушаем: - Ничего подобного раньше не слышала. Настолько самостоятельный, самодостаточный инструмент. Потрясающее звучание. Должна признаться, не ожидала такого. Думала, будет скучно. - Действительно необычный семинар. Многие даже не представляют, как может звучать классическая гитара. Очень жаль, подобное редко можно услышать. Сегодня действительно получил огромное удовольствие. - "Звездный дождь" - какое произведение! Просто WOW! Потрясающей красоты! Я поражена! Кроме того, сколько интересных фактов исторических... - Жалко, что мало таких камерных выступлений, сюда сегодня ещё бы свечи! На любителя, конечно... Нет, я классику люблю, но не то чтобы очень. Но подобные вещи всегда интересны: культурологические познания и, собственно, музыка хорошая. Но я бы все-таки назвал этот семинар ознакомительным, не обучающим. Такой экскурс в гитару. Ребята играли чень здорово, показали своё мастерство. Я думаю, что в клубах это может на ура вообще проходить, особенно последняя вещь, "Звездный дождь", звучит очень даже современно. Здорово! |