Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Дарья Вениславичева С чем у человека ассоциируется слово «диджериду»? Не думаю, что у каждого второго сразу перед глазами возникает образ дерева с полостью внутри, в которое еще и дуют, издавая при этом различные ноты и даже семизвучные аккорды. Однако, посетителям семинара в воскресенье 10 сентября не нужно будет теперь ломать голову над тем, что такое диджериду и с чем его едят. Ведь дискуссия, растянувшаяся на два с половиной часа, явно не прошла бесследно и наверняка научила людей разбираться в этом инструменте не хуже профессионала. В тихой «австралийской» (инструмент «диджериду» родом из Австралии) обстановке сегодняшний наставник Петр Никулин устроил что-то наподобие круглого стола, за которым, правда, все «ученики» еле-еле уместились. На то он и круглый стол, что за ним всегда мало места и все хотят за ним сидеть, но это суровые законы людской жизни, к которым нам не привыкать. Инструмент «диджериду», как уже упоминалось, родом из северо-восточной Австралии. Считается, что настоящий такой инструмент должен быть из эвкалипта, всю сердцевину которого должны прогрызть термиты, не затронув стенки дерева. При этом на стенках дерева после нашествия термитов остаются неровности – ходы, оставленные этими милыми животными (аккуратно грызть их, понятно, никто не учил), но это и к лучшему, ведь именно поэтому звуковой эффект достигает такой глубины и насыщенности. Происхождение диджериду колеблется от 170 тыс. лет назад до 2-3 тыс. лет назад - ученые ставят под вопрос как время появления инструмента, так и предпосылки его первого изготовления. Кто-то считает, что диджериду произошел еще во времена существования первых материков Пангеи и Гондваны. Некоторые ученые думают, что до эвкалипта этот инструмент делали из бамбука (в отсутствие металлических топоров). В это же время находятся и те, кто считает, что до металлических топоров существовали каменные, с помощью которых местные аборигены даже вырубали лодки, и соответсвенно, сделать диджериду из эвкалипта в таком случае не представляло особой сложности. Одним словом, вопрос о происхождении спорный. Но история как наука такова, что никогда ничего нельзя сказать точно. Инструмент «диджериду» стал популярен в 80-е годы в Америке и Европе, а в России, как всегда, позже. Петр Никулин, в свою очередь, играет с 1995 года. Кстати, само название инструмента, как и многих духовых, по всей видимости, произошло от слышимой в звучании инструмента имитации слова, а точнее его буквенных сочетаний «ди-дже-ри-ду». В это же время, у австралийских аборигенов существует множество названий. Диджериду бывает конической и прямой формы. Причем, диаметр и длина влияют на высоту звука. Чем инструмент короче, тем звук выше. Также звук повышать можно с помощью передувания, когда при усилении воздушного напора увеличивается высота тона. Ученые обнаружили, что при извлечении звука на диджериду можно добиться звучания целого аккорда, и, если инструмент конической формы, то в аккорде как минимум семь звуков. Музыковеды относят диджериду к классу духовых инструментов–аэрофонов. Чтобы играть на нем, нужно расслабить губы, притом технические вариации извлечения очень индивидуальные: кто-то дует слева, кто-то - справа; также есть люди, которые предпочитают дуть прямо. Составляющие, которые непосредственно участвуют в появлении звука - это сама труба, ротовая полость, голосовые связки и легкие/диафрагма. В Австралии считают, что диджериду исключительно мужской инструмент, однако русские женщины, как известно, способны на многое… Со временем в связи с дороговизной и непрактичностью появились инструменты из бамбука и сосны, более короткие и дешевые, а о термитах и вовсе было забыто. На мастер- классе в этот раз компанией DYNATONE разыгрывался инструмент "казу" фирмы Hohner (не относящийся никак к рогатому животному), и повезло на сей раз Лапидусу Олегу, автору следующих строк, изложенных прямо на анкете, которая оказалась счастливой: |