Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Магерова Александра Я могла бы родиться в семье великого пианиста... Засыпать под звуки ноктюрнов Шопена, делать икебаны из подаренных папе букетов, и учиться подделывать автограф на его фотографиях:)... Если бы не одно "но": мой отец (для меня, конечно же, и любимый, и великий) - не пианист. А точнее - не стал им. А - как знать! - его (и моя тоже) судьба могла бы сложиться совершенно иначе, если бы в 4м классе занятия в музыкальной школе не уничтожили в нем всякую тягу к инструменту. А все потому, что суровая учительница разрешала играть своим ученикам только по нотам, и исключение делалось разве что для гамм. Подбирать же по слуху, (и не дай Бог популярные песни!!!) ка-те-го-ри-чес-ки запрещалось. А как раз-таки подбирать папа очень любил, и поэтому, (выражаясь современным языком), не выдержал педагогического прессинга. Но как бы он обрадовался, если его учителем стал Юрий Шмалько, который не только не запрещает, но - горячо одобряет любые творческие эксперименты своих подопечных! И именно теме подбора музыки по слуху и умению обходиться без нот, было посвящено его занятие в рамках программы LearnMusic. Сказать, что в этот день в клубе "Bilingua" собралось много слушателей - значит, не сказать ровным счетом ничего! Потому что зрительские ряды становились все плотнее, стульев не хватало, а люди все шли, и шли... А посмотреть и послушать было что, ведь Юрий Васильевич - не только кандидат педагогических наук и автор многих учебных программ, но и композитор, и исполнитель, и аранжировщик! "Подбор по слуху - это востребованный навык. Но не всякую музыку надо подбирать", - утверждает наш учитель. - К примеру, если это сонаты Бетховена или симфонии Моцарта, лучше воспользоваться нотами. Те, кто занимаются музицированием без партитур, используют другую музыку - более простую. Это можно сравнить с речью: когда мы ведем дневник, или пишем письма, то можем что-то изменить, или сформулировать по-другому. А устная речь, (а в музыке - импровизация), более проста и функциональна. Вообще, можно изобретать любые знаки, но переварить все богатство музыки без нот невозможно! Ноты -это отражение звуков, и их нужно знать. Ну а те шаги, которые я успел сделать за время своей музыкальной практики, я постараюсь донести до вас. Как слушать музыку при подборе? Музыкальная теория утверждает, что музыка состоит из звуков и аккордов. На самом деле, мы воспринимаем музыку иначе - потоком, или линиями. Поэтому сегодня на первом плане будет тема сочетания мелодии с гармонией, так как они неразрывно связаны друг с другом. Когда я начал подбирать, я заметил, что обороты, "спрятанные" в музыке, повторяются. Этим и отличается современная музыка. Итак, начнем! Первое, что нужно сделать - определить главные точки, которые связаны с определенными устоями. Если представить музыку, она будет идти волнами - от неустоев к устоям, от возбуждения к успокоению. Устой в музыке называется ТОНИКОЙ. Но её нельзя слушать отдельно от ДОМИНАНТЫ, и здесь в свои права вступает диалектика, ведь покой может наступить только после возбуждния. А доминанту с тоникой можно представить, как заключение и итог. Вторая пара, которую надо различать - тоника и СУБДОМИНАНТА. Обычно она появляется послее тоники, как, например, в песне, "Ах вы сени мои, сени"". Надо сказать, что частью методики Юрия Васильевича является использование простых, и знакомых всем песен. Например, со слушателями LearnMusic он разобрал такие "хиты", как "Вечерний звон", "В лесу родилась елочка" и даже "Мое сердце остановилось"! Как и на настоящем уроке его "ученики", вооружившись ручками и бумагой, усердно "препарировали" любимые песни. А самые активные из них - Михаил и Игорь, не побоялись выйти к доске, чтобы предложить свои гармонические решения. Чуть больше пришлось «повозиться» с композицией группы «Сплин». В ней, помимо уже известных тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), встречается интересный оборот: D – VIступень, которая называется красивым словом «нижняя медианта тоники»! «Взяв три аккорда, уже можно сочинять. Но если Вы хотите, чтобы они «заработали», то их нужно поставить в систему! Для этого нужно запомнить «волшебный» ряд тональностей: C# F# B E A D G C F Bb bE bA Как Вы, наверное, заметили, они находятся через одно и то же количество нот друг от друга, или – через одинаковый ИНТЕРВАЛ, в данном случае – кварту. И именно при таком порядке любые три аккорда, взятые друг за другом, образуют D, T и S. Например, ( B (Си мажор), E (Ми мажор) и A (Ля мажор) – субдоминанта, тоника и доминанта). «Когда маленький ребенок учится языку, он не знает правил, но к трем-четырем годам говрит абсолютно правильно. То же самое делает и музыкант», - объясняет наш наставник. И добавить к такому яркому и меткому высказыванию нечего. Да и не нужно – ведь язык музыки понятен всем! |