Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Ольгa ФЕОФАНОВA Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте без использования нот, нужны ноутбук, синтезатор «Korg» и проектор. По крайней мере, такое оборудование было представлено на мастер-классе Юрия Шмалько, автора методики музицирования по слуху и популярного гостя семинаров Learnmusic. За столиками клуба «Bilingua», где прошла с ним очередная встреча, не было свободных мест. Занятие было посвящено подбору мелодий по слуху. - Количество времени, которое тратит ученик на зазубривание гамм и этюдов, намного больше в сравнении с количеством получаемого удовольствия от самой музыки, которую он играет. Такой перекос плохо сказывается: после окончания музыкальной школы многие ее выпускники забрасывают свой инструмент подальше, - такими словами начал свое занятие Юрий Васильевич. Тут же сыграл один из учебных пассажей для пианистов. «Та-та-та…» - мерно зазвучал синтезатор. Мелодия не слишком увлекательная, навевает скуку. - Ну, кому это может понравиться? – недоумевает Юрий Васильевич. Выходит, что подбирать по слуху – это действовать в обход нот и утомительных технических упражнений. Но с чего начинать? - Чтобы понимать музыку, нужно различать в ней интонации, - продолжил объяснения Шмалько. На прошлом занятии мы учились нащупывать в мелодии смысловые точки. Теперь берем музыкальное высказывание и начинаем с ним работать. Дайте мне простую мелодию, - обратился к публике маэстро. - «В лесу родилась елочка», - подсказал кто-кто из зрителей. Предложение было принято. Юрий Васильевич так проникновенно сыграл на синтезаторе знакомую всем мелодию, что сорвал шумные овации слушателей. - Вы заметили, как аккорд возвращается к главной теме? – спросил учитель. – Я же просил вас принести на занятие гитары! – вспомнил вдруг Юрий Васильевич. Инструменты нужны были для практических занятий. На этот раз решили обойтись одним синтезатором. Играли в игру «Угадай тонику». Необходимо было во время исполнения мелодии услышать устой. - Все время возвращаемся на тонику. Это движение. Чем меньше движения в музыке, тем более она близка к смерти, - констатировал Юрий Васильевич. Тот аккорд, который называется тоникой, окружают два аккорда. Один из них можно назвать предтоникой. Это доминанта. А другой аккорд – субдоминанта. Шмалько сыграл сочетания аккордов по основным схемам: тоника-доминанта-тоника (T-D-T), тоника-субдоминанта-доминанта-тоника (T-S-D-T) и так далее. А затем исполнил известную народную песенку «Ах, вы сени, мои сени» - отличный пример для демонстрации сочетаний T, S, D. Это как шагать по ступенькам: сначала топчемся по одной, потом подымаемся повыше, возвращаемся обратно, вновь наверх, опять назад на исходную позицию и спускаемся вниз, возвращаемся и так далее. А вот Юрий Шмалько сравнивает музыку с человеческой речью. По его мнению, в конце фразы должен звучать устой – тоника, интонация завершенности. - Различать сочетания тоники, доминанты и субдоминанты – это первая серьезная трудность для учеников музыкальной школы. Попробуйте и вы, - обратился маэстро к участникам семинара. Вновь зазвучал «Korg». Народ реагировал бодро, хором угадывали функции аккордов. И здесь не помешает интуиция: движение от тоники к субдоминанте – вширь, а от тоники к доминанте – в тупик. Важно прислушаться к своим ощущениям, слушая музыку. - Мелодии развивается от акцента до акцента. Так происходит ее движение, - подытожил Юрий Васильевич и перешел к следующему упражнению «Угадай ритмический размер». В принципе, ничего сложного тут нет. Надо только запомнить, что есть «пары» и «тройки». Человек стоит на двух ногах – это «пара». Нижними конечностями можно отбивать ритм: топ-топ, топ-топ. А если начать прихлопывать в ладоши, получается «тройка»: хлоп-топ-топ. Любая мелодия организована ритмически. Ее можно сыграть и «парами» и «тройками». Еще одна загвоздка для тех, кто хочет научиться подбирать мелодии по слуху - транспонирование. То есть, умение ориентироваться в разных тональностях. Ведь голоса у всех разные: кому удобнее петь повыше, а кому и пониже. Юрий Васильевич представил табличку: D S E A D G C F H Bb Эти латинские буквы – общепринятые обозначения аккордов, особенно они знакомы гитаристам. Над стрелками – доминанта и субдоминанта. - Берешь любой мажорный аккорд в качестве тоники. Слева от него окажется доминанта, справа – субдоминанта, - объяснил Юрий Васильевич. – Например, берем аккорд G соль-мажор. Слева будет D ре-мажор, а справа – C до-мажор. В конце занятия учитель рассказал о своем новом сборнике, недавно опубликованном. Взял в руки гитару, проиллюстрировал музыкальные примеры, вошедшие в пособие. Репертуар очень разнообразный: от песенки друзей из «Бременских музыкантов» до композиции группы «Дорз». – Для лучшего освоения методики подбора мелодии по слуху нужно заниматься обязательно с учителем, - пояснил Юрий Шмалько. – Конечно, таким способом можно научиться подбирать несложные песни: шансон, фольклор. Но все-таки в дальнейших занятиях музыкой без нот, как особых знаков, обойтись нельзя. Их нужно знать! Самые любознательные участники семинара получили призы от компании DYNATONE. Одиннадцатилетнему Егору Горину подарили пособие Юрия Шмалько «Гитара и музицирование», Анатолию Шонину – футболку Crafter, а широкоплечему Дмитрию Насонову из Подольска – дисконтную карту Dynatone. В честь победителей розыгрыша Юрий Шмалько играл туш. Кстати, эта встреча с маэстро не последняя. Следите, уважаемые читатели, за расписанием семинаров Learnmusic. |