Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Страницы: 1 | 2 |
Репортаж: Ольга ФЕОФАНОВА Когда-то игра на этом инструменте была опасна для жизни. Британские солдаты по приказу королевы Елизаветы могли казнить любого ирландца, который держал у себя дома волынку. Так Англия покоряла кельтскую нацию. Может быть, с тех самых пор обычный кожаный мешок с дудками стал символом свободного духа. В разных странах протяжное звучание волынки украшало сельский праздник и военный парад. В современной музыке этот инструмент может найти достойное место даже в симфоническом оркестре. Все зависит от фантазии композитора, как утверждает музыкант Олег Дробинский. Для слушателей очередного семинара Learnmusic он открыл некоторые секреты игры на волынке. И кто мог предполагать, что буквально через полчаса после начала лекции FM-клуб, где проходил семинар, превратится в дудящий на разные лады средневековый трактир… В начале была вечерняя тишина. В клубе царила полутьма, озаряемая лишь одиноким красным софитом, а на столиках мерцали свечи. Таинственную атмосферу наполняла музыка: перед началом семинара из мониторов транслировали волыночные наигрыши. Протяжно-героические композиции сменялись игривыми польками. Пока публика заряжалась особым настроением, Олег Дробинский, только что с улицы, еще с румяными щеками, распаковывал на сцене свою ношу: волынка, зурна. Дудки продул, аккуратно разложил на стуле. Следом на сцене появились белая доска и черный фломастер. Разговор начался с технической теории. Оказалось, что волынки бывают разные: шотландские, болгарские, русские, украинские… - У меня в руках – галисийская, - пояснил Олег. - Галисия – это провинция в Испании. Когда-то она была независимой, там жили кельты. Маэстро надул мех, дудки сначала нестройно загудели, загнусавили, наполняясь воздухом. А потом зазвучал ясный фольклорный мотив. - Устроена волынка просто, - продолжил рассказ Олег. – Ее центр – это мешок, - начал он чертить фломастером по доске. – Раньше его делали из шкуры козлика. В место, где были его ноги, надувают воздух. В шейное отверстие вставляют дудку, которая звучит. Она похожа на зурну. Функционально трубы галисийской волынки разделяются на бурдон (басовые трубы, создающие непрерывно звучащий фон) и пунтейру (соло). Волынку, видимо, придумали арабы. Скорее всего, в той области, где рос тростник, подходящий для изготовления дудок. Сами арабы изначально играли на зурне. Я ее тоже принес, но играть не буду. Как только Олег произнес эту фразу, в клубе неожиданно отключилось электричество. Наверное, в знак протеста. Только свечи остались мерцать на столах. Но техническая заминка не нарушила хода семинара. В темноте было даже интереснее слушать историю о воинственных крестоносцах, которые привезли зурну и волынку в Европу. В Галисии эти музыкальные инструменты знают с XIV века. В то время в каждой деревне был свой волынщик. На праздник в честь местного святого сельчане совершали что-то наподобие крестного хода: в ритме марша проходили по улице и играли на волынках, били в барабаны. Теперь в современной Галисии открываются городские школы игры на волынке. Но в деревнях по-прежнему обходятся без «теории». Там всегда были виртуозы-самоучки, которые придерживались традиций. На галисийской волынке играют и в других странах мира. Такую возможность подарили другим нациям испанские эмигранты, которые покидали отечество после гражданской войны. После экскурса в историю Олег предложил провести практическое занятие. Показал принцип игры на волынке: нужно надуть мешок, левой рукой надавить на него. Сначала начинает звучать бурдон. Давим на мешок еще сильнее – «голосит» пунтейра. Волынка, как и классические инструменты, настраивается под камертон. У нее натуральный строй. Помимо народных мелодий на волынке можно исполнять и старинную музыку, написанную придворными менестрелями. Дробинский исполнил одно из таких произведений - гальярду. Кстати, галисийская волынка отличается от ирландской, а также шотландской: количеством бурдонов, настройкой, аппликатурой, звукорядом. А также силой звука. Воинственные кельты, жившие под боком у британцев, использовали более громкий инструмент. После музыкальных вариаций Олег Дробинский объявил, что опубликовал свой авторский учебник игры на волынке и теперь планирует открыть школу, набирает всех желающих обучаться. Даже если у вас нет инструмента. - В России приобрести настоящую волынку практически невозможно. Если только случайно, - уточнил музыкант. - Можно заказать у зарубежных мастеров. Это будет стоить около восьмисот евро. Под конец занятия Олег бросил клич: кто хочет поиграть здесь и сейчас, выходи. От желающих не было отбоя. Некоторые из них, между прочим, играли на волынке довольно умело. А вот тем, кто взял инструмент в руки впервые, было нелегко. С непривычки им было тяжело давить одной рукой на мех, дудки никак не хотели отзываться. - Я звук извлек! – после долгих стараний радостно воскликнул один из добровольцев. На сцене музыканты сменяли друг друга, девушки тоже пробовали свои силы. А тем временем в зале загудела еще одна волынка – кто-то из зрителей ее принес. Потом по рукам пошла и зурна. Пока публика самозабвенно дудела, состоялся традиционный розыгрыш призов от компании Dynatone. Дисконтную карту выбрала себе Виктория Мартынова, футболку Crafter – Владислава Гастук, губную гармошку – Сергей Владимирович, а учебник игры на волынке забрала Вероника Затула. Инструмента у нее пока нет. Но это дело наживное Страницы: 1 | 2 | |