Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Ольги ФЕОФАНОВОЙ, фото автора Еще в прошлом году музыковеды утверждали, что в нашей стране происходит пик гитаризма. Дескать, в музыкальных школах перебор учеников в класс гитары, молодежь бросилась осваивать самоучители и популярные гитарные школы, в музыкальных магазинах оживилась торговля фабричными «корейцами» и «испанцами». Даже провинциальные барды стали щеголять красивыми, добротными инструментами на концертах, а в свои песни вставлять мудреные переборчики и аккорды. Увы, ажиотаж пошел на спад, как утверждают знающие люди. Потому что гитара в дальнейшем освоении трудна. Да и подходящего современного репертуара для нее нет. Именно это обстоятельство музыкант Юрий Нугманов, очередной гость семинара Learnmusic, считает главной причиной. - Из-за этого классическая гитара теряет популярность, - объяснил Юрий. - А еще у этого инструмента тихий звук. Слушатели, обычно, бывают разочарованы. Гитара – не оратор, она – лирик. Но ей есть к чему стремиться. Нугманов вспомнил имя Андреса Сеговии, великого испанского музыканта. В начале XX века гитару не стремились впускать в большие залы, так как считалось, что сила ее звука недостаточна. Сеговия круто повернул судьбу гитары своим выступлением во Дворце камерной музыки «Палау» в Барселоне. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей. В течение последующих лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. Основная проблема, которую стремился решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу, написал пьесу «Памяти Дебюсси». Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, «Кастильскую сюиту», «Кастильский концерт». На просьбы Сеговии откликнулись также Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вила Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары. Сам Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса «Легенда», которую ожидало действительно легендарное будущее. Так зародилась новая эпоха в гитарном искусстве. И сегодня достойное место гитаре может обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. А еще нужен такой же активный пропагандист, как Сеговия. - Сегодня в классическом жанре написать русскую музыку практически невозможно, - считает Юрий Нугманов. - Все уже написано знаменитой «Могучей кучкой». Значит, надо смешивать разные жанры и стили. Правда, я сам не являюсь энтузиастом современной музыки, насквозь интеллектуальной. Все-таки музыка должна воздействовать на чувства. В трех нотах «Besa me mucho» больше смысла. Недаром у Юрия Нугманова вместо обычного звонка на мобильнике поет настоящий соловей. Сам гитарист записал птаху весной в одном из московских парков. Телефон заливался приятными соловьиными трелями, пока его хозяин исполнял пьесы, написанные в разные эпохи: барокко, классицизм, романтизм. Самые шумные аплодисменты слушателей сорвал проникновенный этюд Сеговии «Воспоминание об Альгамбре». - Это произведение хорошо звучит только на гитаре, - пояснил Нугманов. - Хотя его исполняли и пианисты, и скрипачи, и даже пели. Но лучше всего его передает родной инструмент. В этом этюде используется такой известный и достаточно трудный прием как тремоло. Создается ощущение, что играют две гитары: одна – аккомпанемент, а другая – соло. Без хороших ногтей тремоло не сыграть. Одна зрительница побеспокоилась за ногти Юрия Нугманова, спросила, как он за ними ухаживает. - Покрываю особым лаком или гелем, - ответил музыкант. – Некоторые гитаристы укрепляют ногти специальными насадками. Я такие видел у Пако де Люсии, когда приходил к нему на интервью. С именем этого андалузского виртуоза возникла еще одна тема в ходе семинара. О фламенко. - Чтобы услышать настоящее фламенко, нужно ехать в глухую испанскую деревушку, - заверил Юрий. – Нужно видеть, как там люди после работы выходят на крыльцо, выносят стулья, гитары, садятся, поют… Кстати, в классический репертуар гитариста не входят произведения фламенко. - Это плохо, - считает Нугманов. - Технология фламенко: сжатие и разжатие руки, то есть много обратных штрихов. Никогда руку не переиграешь. В классической школе запросто. Там рука работает только к себе, на сжатие. Вообще все приемы фламенко построены на физическом удобстве для музыканта. Ну, представьте себе: обыкновенный испанец в воскресенье сядет выпить вина, захочется ему на гитаре поиграть. Разве он сядет трудные пьесы разучивать и пальцы учиться ставить правильно? Нет. Он просто будет бренчать в свое удовольствие. Вот так, всей кистью. Потому что это удобно. А мы наших детей в музыкальных школах учим не играть, а обезьянничать. Потом из них получаются гитаристы, которые все ровно и в медленном темпе играют, никакой экспрессии. Самое интересное, что некоторые из них умудряются процветать на гастрольном поприще. И они так умно рассуждают о работе над звуком: какой стороной ногтя лучше играть, как пальцы ставить и так далее. Я считаю, что работа над звуком – это воплощение идеи. Участники семинара поинтересовались у маэстро особенностями испанской гитары Almires. Юрий Нугманов не поскупился на похвалы. - У нее в звуке есть все. Любая серийная испанская гитара в сто раз лучше, чем российская мастеровая. То, что у нас изобретают в гитаростроении, скорее обусловлено амбициями, чем удобством и музыкальными задачами. А еще отечественные гитары отличаются одинаковым звуком на всех ладах. Так что ищите себе «испанку», не прогадаете. За полезные советы, а также за прекрасную встречу с шедеврами гитарной музыки Юрию Нугманову в конце семинара вручили подарок от компании Dynatone: фирменный инструментальный шнур для гитары Planet Waves с особыми кнопками на «джеках». Кроме этого среди зрителей были разыграны еще два подарка. Татьяна Бескоровайная стала обладательницей футболки Almires яркого солнечного цвета, а Александр Зазнобкин получил комплект струн для классической гитары D'Addario. На память победителям – фотография с мэтром. |