Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Магерова Александра «Этот инструмент – молодой и развивающийся», - начинает свой рассказ о губной гармонике наш герой. – А 15 лет назад, когда я только делал свои первые шаги, их вообще невозможно было достать!» Но сам он так молод, что аккуратная бородка едва ли добавляет ему солидности. Хотя похвастаться таким послужным списком, как у него (сотрудничество с командами «Воскресение», «Машина времени», «Удачное приобретение», «Сплин», “CrossRoads” и многими другими) может и не всякий опытный музыкант! Итак, уже не в первый раз в гостях у программы LearnMusic – замечательный музыкант и преподаватель Московского Колледжа Импровизационной музыки, Михаил Владимиров! «Все началось с диатоники», - приступает к рассказу о своем любимом инструменте Михаил. – А именно, с 1823 года, когда настройщик органов, Бушман, изобрел первую губную гармошку. Её было удобно носить с собой, да и аккомпанировать себе же – легко, что вполне устраивало простой люд. А с середины 19 века гармошка распространилась по всей Европе, и уже из Франции попала в Америку, чему мы, собственно, и обязаны её названием. Потому что там этому инструменту дали название french harp, что впоследствии сократилось до одного harp. Позднее появились инструменты, в которых на одну ноту приходятся 2 язычка, из-за чего получается звук с небольшим, но красивым дребезжанием. Но когда музыканты поняли, что кроме диатоники, аккордов и приятного звука из гармоники «выжать» ничего нельзя, они начали искать новые способы игры. Дальнейшее развитие губной гармоники шло по нескольким путям: Азиаты, к примеру, придумали такой прием – берутся два инструмента, которые настроены на расстоянии полутона, и два звукоряда, наложенных друг на друга, образуют хроматику. Ну а неграм в Америке, привыкшим петь рабочие песни и блюзы, этих самых блюзовых нот в звучании и не доставало. И каким-то непостижимым путем они открыли новую технику, с помощью которой уже можно было играть полное glissando. Примерно в 30х годах гармонисты решили, что им очень не хватает диезов и бемолей – тогда и появилась хроматика, получившая большое распространение в джазовой музыке. Но, как правило, на одной гармошке не разыграешься – нужен бас, и гармоническая поддержка. А почему бы не сделать это с помощью все тех же губных гармоник? Так и появилась гармошка-бас». Как смогли убедиться все присутствующие, басовая гармоника – инструмент довольно солидный: и размер внушительный, и звук глубокий. Но, как признается Миша, долго на басу не поиграешь – уж больно язычки тяжелые! Поэтому, чтобы «продуть» такую гармошку, нужна сильная и крепкая дифрагма. Но все же, бас – для harp-ансамбля инструмент незаменимый, поэтому и используется он повсеместно. А в немецком коллективе “Harmonicamento” на нем и вовсе играет женщина! Следующая техника, которая появилась, когда музыканты начали и дальше осваивать хроматическую гамму на диатонической гармошке – bending. Этот прием заключается в чередовании напряжения и сужения воздушного потока, поэтому в нем активно задействован речевой аппарат. Но, как советует Михаил Владимиров, чтобы освоить искусство bending-а, для начала нужно научиться играть отдельные ноты на абсолютно открытом, свободном горле. Следующий шаг – играя, подражать звуку поезда! А это уже не только упражнение, но и своеобразный художественный эффект, который часто используют в игре блюзмены. Разновидностей гармоники – великое множество, поэтому появляется закономерный вопрос – почему же до сих пор «жива» диатоника? «У неё больше возможностей работы со звуком», - отвечает наш ведущий, - поэтому она так хороша для медленных вещей, баллад, например. Да и вообще, мне нравятся не угар и «зажигалово», а «красивость»! А приобщать население к этой «красивости» Михаил начал прямо на сцене, куда по его призыву поднялись harper-ы из зрительских рядов. Исполнителями они оказались отменными, поэтому остальным слушателям посчастливилось насладиться игрой не только Михаила, но и его, спонтанно возникшей, команды. Но спонтанность, как выяснилось, царит не только на сцене, но и в розыгрыше призов от компании DYNATONE! Легким движением руки Михаил вытаскивает 4 анкеты с именами победителей - и вот Сеиф Смайлов, Егор Щербина, А.В.Куприянов и… Светлана, арт-директор FM-клуба:), уходят с подарками – CD ансамбля “Harmonicamento” и губной гармошкой. Самые теплые поздравления и – до новых встреч на семинарах LearnMusic! |