Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Ольги ФЕОФАНОВОЙ Фото: автора Кажется, что губная гармоника - сущая безделица. Чего там проще, дуди себе в дырочки, как захочется. Но вот в один прекрасный момент гармошка начинает выдавать «ф-ф-ф» вместо одной из нот, а парочка других звуков явно зафальшивили. Да, у гармоники короткий век. Но не все потеряно. Михаил Соколов рассказал, как продлить жизнь инструменту, а также как ухаживать за ним и ремонтировать. Наблюдать за работой мастера было очень интересно. Участники семинара расположились вокруг столика Михаила. Он принес с собой особый чемоданчик. В нем – набор губных гармоник, тюнер, самоучитель Стива Бейкера «The Harp Handbook», а также комплект для ремонта гармошек. Он произвел большое впечатление. В нем все миниатюрное, для тонкой работы: молоточек, наковаленка, набор надфилей, ножницы, кусочки безопасного лезвия, отверточки, даже какой-то хирургический инструмент, автономная лампа. - Вот нехитрый набор инструментов, который надо иметь. А еще нужно огромное терпение, - подытожил мастер, выложив свое сокровище на стол. Начался первый урок. Соколов показал, как подстроить гармонику при помощи надфилей. Просто аккуратненько подтачиваем края язычка, который фальшивит. Если отвинтить металлические или пластмассовые «щечки» гармоники, внутри вы обнаружите две пластины с тонкими язычками. В свою очередь, пластины крепятся к основе из твердого материала, например, из оргстекла. Михаил Соколов достал из чемоданчика гармошки, вынул одну за другой из футляров, проверил звук. - Эти инструменты я делаю сам, благодаря тому, что могу поменять клепки на пластинах. Они у меня разного строя. Дорийский лад, а это миксолидийский, - прокомментировал мастер. - Я даю много концертов. Иногда меня приглашают на звукозапись. У меня есть друг Виталик. Он играет на ситаре собственной конструкции, называет его витар. Гармоника никак не звучала с ним в дуэте. Тогда Виталий дал мне шкалу, которая состояла из пяти нот. Я сделал специальную гармонику. Вот она. Маэстро сыграл несколько нот, недовольно покачал головой. - Кажется, не строит, - определил Михаил. – Немного подтянуть ноту не сложно, а вот полностью заменить язычок – труд кропотливый, требует внимания, аккуратности и слесарных навыков. Короче говоря, надо чинить ноту «до». И начался урок второй. В особых коробочках у Соколова – детали от старых гармоник. Ведь губные гармошки ремонтируются до определенного предела, а потом они становятся ломом. Чаще всего приходится переклепывать четвертый, пятый и шестой язычки. Из какого металла они сделаны, не каждый мастер знает. - Может, это каленая латунь, - предположил Михаил Петрович. Мастер ловко стукнул молоточком, выбил клепку из ноты «до». Теперь надо поставить новый язычок. Чтобы его вытащить из другой пластинки, нужно клепку сточить с другой стороны. Сразу молотком бить нельзя, а то можно повредить всю пластину. Вытаскиваем клепочку, в тиски ее, чтобы вытянуть – и обратно в пластину. Самое нудное - сточить язычок продольно, подогнать его под новое гнездо. Можно для этого использовать ножик с лезвием из твердой стали. - Все зависит от того, как мы эксплуатируем свой инструмент, - рассказал за работой Михаил. - У меня концерты каждый день. Поэтому своим гармоникам я часто устраиваю профилактические осмотры. Если гармошка серьезно ломается, я ее бросаю в чемоданчик, там она лежит до поры до времени. Когда у меня бывает настроение и время, занимаюсь ее починкой. Впопыхах лучше этим не заниматься. У меня есть гармошки-долгожители. А некоторые улетают, как птички, то есть быстро портятся из-за агрессивной игры. Например, в одной из своих композиций «Паровоз» я использую гармонику соль-мажорного строя. Таких покупаю сразу несколько штук. И еще хочу заметить, что новую гармонику надо разыграть, дать ей пожить какое-то время у вас дома, особо не намекая. Нельзя одним махом из магазина на концерт. Мастер уверенно ставит язычок в гнездо, закрепляет клепку, проверяет строй: дергает ножичком язычки. Они нервно и пискляво отчитываются перед хозяином. - Он высит, - Соколов поставил диагноз новоприбывшему язычку. – Сейчас будем подстраивать надфилем. Кто-то из мастеров наносит на кончик язычка олово, утяжеляя таким образом. Я предпочитаю обрабатывать напильником. Вот, наконец, гармоника настроена. Оказывается, те самые пять нот звучат в точности так же, как припев в известной французской песне «Опавшие листья». - Вы любой инструмент можете себе сами сделать. Тут не надо быть семи пядей во лбу, - заверил зрителей Михаил Соколов. – Вот гармоника моего изобретения, ноты тут все кривые, то есть нестандартные. Но с ситаром она звучала. И еще несколько советов тем, кто хочет наладить свою гармонику. Проверьте ее на наличие щелей. Их не должно быть, когда пластины прилегают к корпусу. Чтобы избавиться от щелей, нужно просверлить дополнительные дырочки и вставить в них винтики, затянуть. Подтачивать напильником надо только кончик язычка. Если вы отгибаете язычок за кончик, голос его становится чувствительным и для агрессивной игры не подходящим. Лучше отгибать на три четверти. Особое внимание во время игры нужно обращать на выдох. Этот прием Михаил Соколов называет профукиванием, то есть поиском незвучащих нот. Обычно такой изъян нетрудно исправить, достаточно отогнуть язычок. А чтобы завести себе такой же шикарный ремкомплект, не выкидывайте старые гармошки, все от их начинки пригодится. Особое внимание слушателей Михаил Соколов обратил на школу Стива Бейкера. Сказал, что толковая. Оказывается, по этому учебнику можно научиться играть на гармонике аж в семи тональностях, а не в привычных пяти. А еще по Бейкеру можно попытаться освоить такой сложный прием: на вдохе звучит не нижняя нота, а верхняя. У самого Соколова, кстати, это пока не получается. Под конец ремонтных работ состоялся розыгрыш призов от компании Dynatone. Артем Молчанов стал обладателем дисконтной карты, Антону Куприянову вручили футболку Elixir. |