Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Хорькова Надя Семинар, посвящённый «Индийской музыке. Рага и Тала. Флейте и табле. И Использованию этих инструментов в музыке востока» проходил, и неслучайно, в Чайном клубе на Земляном валу. Сама атмосфера нашёптывала что-то восточное. И как заметила женщина из аудитории, вид гостя напоминал Индию и её жителей. Почему вообще состоялся этот семинар, это ведь очень древняя музыка, и, главное, она до сих пор актуальна. А актуальна потому, что эта индийская классическая музыка очень медитативная и пытается выразить тонкие оттенки чувства. К этой музыке в Европе появился интерес только 30-40 лет назад. Рага – это целая система, которая развивается вот уже на протяжении нескольких тысячелетий. Корни её в ведическом периоде, когда создавались гимны богам. Вообще каждая рага исполняется в определённое время суток. И ни в коем случае не стоит слушать утреннюю рагу вечером, т.к. это может неправильно отразиться на душе. Отсюда несколько принципов для рага: свой звукоряд, интонации и в то время, которое ей предписано. В Индии же сутки поделены на 8 частей. Считается, что в эти промежутки времени меняется состояние человека и природы. В ведический период рага исполнялась только на трёх нотах – на одной ноте проявляются строчки, потом нисхождение и т.д. В течении пяти тысячелетий правила исполнения рага передавались по традиции, так народная музыка стала влиять на классическую и наоборот. Современная музыка рага – сангит со второго тысячелетия до н.э. Отличие рага от европейской музыки в том, что идёт ощущение звука как сакральной субстанции. Основная тоника – это нота «са», которая рождает все последующие ноты. Сама нота понимается как звук, окружённый какой-то аурой, благодаря этому переход от одной ноты к другой осуществляется при помощи интонационных приёмов, и так получаются интервалы – шрути. Современная рага состоит из нескольких частей, например, алаб – это вступление. У рага разные звукоряды – 5, 6 и 7 нот. Есть рага, в которой при восхождении 5 нот, а при нисхождении 7. «Са» и «на» это чистые ноты. Остальные либо чистые и пониженные, 7 нота, либо повышенные и пониженные. Нисхождение и восхождение используется непрямолинейно – вакра, что переводится как кружение. С начала XIII века началось разделение на 2 традиции. Это было связано с приходом мусульман в Индию. Потому есть рага, которые называются по-разному и имеют другие условия. Существует рага-мати, на которой основано много мелодий. Она используется в народной музыке и нестрогая. Вообще рага очень сложная система, как классическая, так и народная. И отношение к рага должно быть серьёзное. Именно из-за этого в Индии игре на рага обучаются 10-15 лет, изучаются правила, использование – это является первым шагом. А чтобы стать мастером нужно понять. Если говорить про инструменты, то, т.к. Индия многонациональная страна, то их используется довольно много, а в классической музыке. Начиная с древности. Например, вина – общий родовой струнный инструмент (две тысячи лет и больше). Или сарамо – стручковый инструмент (до 40 резонирующих струн), богат обертонами. Нагасварево – язычковый инструмент, не больше метра в длину. А вот флейта в классической традиции существует меньше 100 лет. Только в XX веке она стала использоваться для рага. А вот похожий на барабаны инструмент, который использовал с своей игре гость состоял как бы из двух. Он назывался табле – первый это видая, деревянный, а второй дага из меди, иногда покрываемый никелем (также бывает керамическим). Используется кожи разного рогатого скота: козы, антилопы и др. Внутри металлический порошок, смешанный с рисом или мукой. Бочонки по бокам называются гота. На табле можно произвести большое количество звуков. Это соотносится и с тем, что существуют сочетания звуков. Одни и те же рага могут использоваться в разных талах ( от 5 до 108 ударов), самое распространённое – 16 долей – тин-тал. Интересно, что в индийской музыке полифония (аккорды) отсутствует, т.к. ноты постоянно меняются. А победителями стали: Комарова Любовь - и Каргушин П. |