Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Текст: Иван Сучков Фоторепортаж: Елена Жучкова Рассказывать про свой опыт работы концертным звукорежиссером Роберт Бойм пришёл не один, а в компании своих друзей-коллег: Дмитрия, Валерия и Владимира. Он сразу же представил их собравшейся публике, и дискуссия началась. Микрофон оказался в руках Владимира, и первое, что мы услышали: «4 года технического образования просуммировать в коротком мастер-классе невозможно!». Ну, это и понятно. Поэтому решили начать с азов. А именно: «Что же на самом деле включает в себя профессия концертного звукорежиссера?» Интересный факт. Оказывается, что данная профессия существует только в России! А во всём остальном мире её называют «Front of House Engineer». Существует также на Западе и ещё одна должность работника в этой сфере, носящая название «System Engineer». Обе профессии, как вы видите из названия, инженерного характера. Но различия заключаются в том, что последняя – это просто техник (его ещё иногда называют «Mixer»). Он необходим для коммутации оборудования и для прочих поручений. А вот первая – она более творческая. Звукорежиссер является некоим звеном между музыкантами и техниками. Он ведь работает не только с «синусоидами и сигналами», а ещё и с музыкальными предпочтениями артистов. Очень важной задачей является уловить и донести их творческую мысль до готового звука в мониторах, а потому необходимо на какую-то долю стать ещё и музыкантом. При этом, увлекшись музыкальной стороной, не стоит забывать и о технической, поскольку любой концерт не обходится без мощной аппаратуры, и необразованный звукорежиссер может запросто вывести из строя всю эту красоту и уши зрителей в том числе. Отсюда вырисовывается несложный вывод: должен держаться баланс между техническими и музыкальными знаниями. Этакий инженер-музыкант получается. К слову о знаниях. Компьютерная звукорежиссура, весьма распространенная в последнее время, ничего подобного в этой области не дает. Элементарные навыки по коммутации оборудования вы не получите, исходя из работы только с пакетом звуковых программ. Владимир Гурбатов отметил ещё одну важную деталь: «Всё происходит в течение реального времени. Не остановить, не перемотать». Зачастую приходится налету исправлять какие-то ошибки, и иногда необходимо делать это «неправильно и быстро», а потом уже разбираться, что к чему. Это касается использования «горящих» входов, снимания сигнала с совершенно неожиданных мест и т.д. И этими навыками надо тоже обладать. В конечном итоге, если всё вышесказанное свести, то можно охарактеризовать концертного звукорежиссера как «технически подкованного меломана, умеющего добиваться одинаково комфортного звука на разной аппаратуре». Когда Роберт Бойм выбирал себе в качестве профессии звукорежиссуру, он прекрасно понимал, что в первую очередь ему придется изучить музыку. Пояснил он это следующим примером. В классической музыке существуют дирижеры. В эстрадной же такого понятия нет. Гитарист не заиграет по взмаху дирижерской палочки, вокалист не перестанет визжать, а барабанщик не начнет играть тише. Но существует лишь один человек за микшерским пультом, которому как раз и подвластны все музыканты, находящиеся на сцене. И только он знает, как данный коллектив должен звучать. В современной музыке звукорежиссер и является прототипом дирижера: он управляет ансамблем, демонстрирует зрителям тот «саунд», который наиболее ярко отражает все задумки музыкантов. Ну и напоследок, важно понимать, что непосредственно сам концерт, как отметили собравшиеся звукорежиссеры, является «верхушкой айсберга». То есть вся основная работа концертного звукорежиссера происходит до него: выставление уровней, тембра и т.д. Потом достаточно «одной руки», чтобы грамотно справиться с выступлением. А если мы видим, как звукорежиссер во время концерта мечется за пультом, то это означает, что у него был плохой саундчек, или его и вовсе не было. Пока во всеобщей суматохе задавались вопросы профессионалам, был проведен традиционный розыгрыш подарков от компании Динатон. Победителями стали Мария Толстова (она получила в подарок майку) и Ольга Роде (дисконтная карта). |