Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж Насти Фомичевой В воскресенье в клубе Bilingua состоялся семинар преподавателя МГУКИ (Московский государственный университет культуры и искусств) и Музыкального училища им. Гнесиных Юрия Чугунова, который большую часть жизни отдал джазу. О джазе и о своей судьбе, неразрывно с ним связанной, он написал уже семь книг. Вначале Юрий поздравил всех и, конечно, себя самого с Днем учителя, который совпал с днем проведения семинара. Далее Юрий начал свой рассказ об эволюции джазовой импровизации. Он рассказал, что классицизм ввел в музыкальную теорию функциональную систему – построение музыки на взаимодействии тоники, субдоминанты и доминанты. Играть стало сложнее, и композиторы закрыли для исполнителей процесс творчества на свои темы и гармонии. Импровизации практически не осталось, в цене было качественное исполнение по нотам. Позже импровизация, по словам Юрия Чугунова, возродилась только в джазе, на стыке 19 и 20 веков. Он зарождался практически как народная музыка, все подбиралось по слуху. Первое время джазовый ансамбль состоял из трех инструментов: труба, тромбон и аккомпанирующая туба или гитара. Сольной импровизации пока не было, все три музыканта одновременно творили новую музыку на заданную тему. В этом веселом неуправляемом процессе родилась стихийная импровизации. Сейчас ансамблей, играющих в этом стиле не найти, поэтому прослушивание первых джазовых произведений даже не диске вызывает восторг публики. Джазовый стиль музыки продвигался в Северной Америке вверх по Миссисипи, впитывая все новые веяния. В ансамбле прибавлялись инструменты – кларнет, саксафон (20-е гг). Сольная импровизации набирает позиции. Вместе в Луи Армстронгом в джаз из классики приходят три основные функции (тоника, субдоминанта и доминанта). Однако исполнители джаза по прежнему играют по слуху и импровизируют, не пользуясь нотами. Необходимость в них пришла только с появлением больших оркестров, где могла быть только сольная импровизация, а остальным музыкантом необходимо было действовать сообща. Вскоре в афро-американском джазе появилось новое направление – свинг ( в переводе означает «раскачка», «качание»). Его отличительными чертами были свободные отношения с ритмом и, как правило, 4-х дольный размер. К долям и акцентами неграмотные музыканты тоже нашли новаторский подход – они играли триолями, постоянно синкопируя (перенося акцент со сильной доли на слабую). Позже написать партитуру по такой музыке было очень сложно. Гвен Миллер дал начало коммерческому джазу. Он был противоположностью свинга – спокойный, «культурный», стройный и игрался обычно по нотам. Как иронично объяснил Чугунов, он был необходим как более популярный вариант джазовых ансамблей для более широкой публики, как современные поп-исполнители находит толпы своих фанатов, в отличие от классических музыкантов с единичными слушателями. Коммерческий джаз за свою «красивость» стали называть «sweet music». Бени Гудман нашел в музыке второе после симфонического оркестра гениальное открытие – биг-бенд, считает Чугунов. В этом джазовом ансамбле определялись три обязательные группы инструментов – ритм, медные и ударные. К этому моменту в джазе оформилось основное течение в импровизации: в течение 32 тактов игралась общая тема и ее развитие с бесконечными сольными и групповыми вариациями. Чтобы мастерски импровизировать, необходимо обладать великолепно отточенной техникой и идеальным чувством ритма. Движение бибоперских составов в компании с Мелсом Девисом и Чарли Паркером перестали играть танцевальный джаз, они оставляли от известных шлягеров мелодию и накладывали на нее свою гармонию. Им удалось перенасытить такты гармонией, в результате чего играть было слишком сложно и музыканты часто просто клишировали Паркера. Но все возвращается на свои места, так и стиль «хардбоп» убрал в джазе сложную гармонию и вернулся к корням, совершенствуя технику звукоизвлечения. Так в итоге возник ладовый джаз без гармонических излишеств. В нем игралось всего 1-2 аккорда, а в остальном исполнителю представлялся простор для импровизации. Как интернациональная музыка джаз впитывал в себя все культуры, в которые проникал. В Европе не избежать было столкновения с роком. Сегодня джазмены предпочитают стиль фьюжн, где переплетены все культурные влияния. Как раз в этом стиле записан диск с джазовыми композициями Юрия Чугунова. Этот диск вручался вместе с фирменной футболкой и дисконтной картой победителям традиционной лотереи магазина музыкальных инструментов «Dynatone». Победителями на этот раз стали Жукова Алеся, Медонов Александр и Киселева Мария. Постоянный ведущий семинаров Александр Лучков напомнил, что на фестивале Musicfest в этом году планируется празднование 70-летия Юрия Чугунова. |