Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Дарья Григорьева Воскресным солнечным днём 22 февраля в клубе Bilingua прошёл очередной дневной семинар от Learnmusic, посвящённый психологическим аспектам сценического искусства. Желающих разобраться в этом вопросе собралось немало, тема-то животрепещущая и актуальная как для новичков, так и для метров сцены. Ведущая семинара Александра Марковна Фёдорова-Гальберштам - действующий квалифицированный специалист в области психологии, музыкальной психологии, кандидат наук, зав кафедрой ГКА им.Маймонида. Каждый музыкант на протяжении своей профессиональной карьеры сталкивался со множеством проблем, связанных с выходом на сцену, притом справиться с очередным «сюрпризом» во время выступления получается далеко не всегда. Александра поясняет, что любой вид творческой деятельности «протекает» на трёх уровнях одновременно: 1) телесный, физический 2) эмоциональный 3) мыслительный. Причем под влиянием стресса усложняются, затрудняются все произвольные процессы: двигательная координация, восприятие, память, внимание, концентрация. Почему так происходит? Потому что сознание находится под мощнейшим адреналиновым натиском и расценивает рискованность сценической деятельности подобно полёту военных лётчиков. И во имя спасения хозяина сознание включает защитные функции - это и сужение объема восприятия («синдром тоннельного видения») и мышечные спазмы, вынуждающие принять позу эмбриона, и скачкообразное внимание, провалы в памяти. Притом эмоции, запускающие стрессовую реакцию, очень архаичны и сильны, способны смыть все «цивилизованные» надстройки, т.е. весь профессиональный подготовительный этап. Неминуемо назревает вопрос: «И ЧТО С ЭТИМ СО ВСЕМ ДЕЛАТЬ?». Александра утверждает: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Всё зависит от субъективного отношения человека к ситуации. Например, можно попробовать поосознавать, что случись даже самое провальное выступление- это ещё не конец света! Т.е всячески снимать уровень значимости происходящего. Или есть способ, подсказанный из зала музыкантом, послать всех трёхэтажно (мысленно конечно), по его утверждению - очень действенный способ. Александра в свою очередь тоже предложила вариант. Исходя из того, что сцена - проверка на прочность, которая превышает в 4-6 раз обычное состояние, нужно моделировать в процессе подготовки самые провальные ситуации - всё, что может помешать. Фантазируйте до абсурда, до бомб, падающих в метре от Вас. Через пару таких сеансов приходит понимание, что бояться-то особо и нечего. Если стресс всё же случился, главное не игнорировать, а прожить. Действуйте путём усиление-расслабление. Т.е. на пару секунд усильте нахлынувшую эмоцию или чувство, сопровождая напряжением всех мышц, и на выдохе отпустите. Самый быстрый и эффективный способ погасить нарастающее волнение - дыхательная гимнастика: медленное глубокое дыхание и дробные вдохи и выдохи, как при всхлипывании. А что касается чисто психологических аспектов, например оценочные факторы, влияющие на самооценку, у Александры свой секрет: представить строгое жюри в детском возрасте в саду, сидящих на горшках. Страх как рукой снимет, но главное, чтоб на «ха-ха» не пробрало. И ещё почаще разрешайте себе и другим ошибаться, все ведь живые, а не машины. И почему-то миллионы людей ходят на концерты послушать именно живых исполнителей. Резюме Александры: если Вы решили покорять вершины сценического искусства, в помощь Вам огромное количество техник, методик(Александер-техника, дыхательная гимнастика Стрельниковой, аутогенные тренировки, секреты восточных практик), главное - использовать их вовремя и по делу. И помните, все что тренируется, то совершенствуется. Завершением семинара стало разыгрывание призов, где к традиционной футболке и дисконт карте были добавлены два льготных приглашения на мартовский семинар Александры (он будет проводиться 7 марта, в ГКА им. Маймонида). Счастливчиками стали: Медведев Д.М, Васинский В.Л., Антипов И.В., Подкониев А.А. |