Репортаж: Мыкола Фёдоров
Звук, подобный грому, гулко отдавался в стенах клуба-студии, наполняя ее духом первобытности и безумством пляски, уравновешенным восточной медитативностью и задумчивостью. Ритм пульсировал, заводил, бил и резонировал, захватывая, увлекая и немного даже оглушая. Пожалуй, ни один музыкальный инструмент не сравнится по силе воздействия на сознание с самым древним приспособлением для порождения звука. Это приспособление выражает то, что глубоко и неистребимо залегает внутри нас, то, что было заложено в нас эпохой неимоверно далекой, то, что присуще самой жизни с самого момента ее зарождения и существовало в мире еще задолго до этого момента. Приспособление зовется ударным инструментом, а то древнее и незыблемое – ритмом.
Об ударных инструментах и ритме рассказать пришел смуглый и длинноволосый азиат Абдель Кадыр Саидхарун, основатель московской школы «Ethnobeat», превосходный перкуссионист и барабанщик. Пришел он, мягко говоря, не один – с ним явился целый отряд участников «Ethnobeat», число которых практически не уступало числу пришедших на семинар посетителей. Разбившись на три команды, они беспрестанно сновали по пространству клуба О2 ТВ и готовили явно что-то интересное.
Интересное началось сразу же после объявления начала эфира. А точнее – еще в 2003-ем году, когда Кадыр основал в Москве свою школу этнических ударных инструментов. Приехав с далекого востока, он с удивлением обнаружил в столице огромное количество активной молодежи, которой была интересна восточная этническая музыка. Московские энтузиасты-ударники сами подали Кадыру идею создания школы – это и послужило началом его замечательной эпопеи.
Кадыр особенно отметил, что критериев для отбора желающих обучаться в его школе нет никаких, главное – желание это делать. Даже если у вас отсутствует чувство ритма – приходите, ведь именно занятия на ударных помогают его обрести. Учиться можно до бесконечности долго, и всегда будет куда идти.
«Мой учитель, народный артист Узбекистана, еще жив, и я до сих пор у него учусь» - подвел Кадыр итог традиционному и неизбежному вопросу об обучении.
Разговор о школе «Ethnobeat» вышли поддержать двое ее участников – зрелого возраста мужчина Леонид и бодрая девушка Кристина. Несмотря на значительную разницу в возрасте, оба совершенно искренне утверждали одно: игра на ударных инструментах делает жизнь более ритмичной, а значит динамичной, интересной и увлекательной. Что ж, по ним вполне видно!
Кстати говоря, Кадыр сам с интересом заметил, что его, казалось бы, неженским делом больше интересуются представительницы прекрасного пола.
«Девочки у нас очень деятельные, и получается у них даже лучше!» – с улыбкой заявил он.
Инструменты, на которых играет и учит играть Кадыр – народные барабаны различных восточных и африканских народов. Кадыр показал рамочные барабаны – узбекскую доиру (Doira) и иранский деф (Def), оснащенные рядами металлических погремушек. Имеется большое число разных инструментов: котлообразные нагхарэ (Naghghareh), гош-нагхарэ (Ghosha-Naghara) и литавры, цилиндрические долы (Dhol) и бочки, а также джембе (Djembe), думбеки (Doumbek), относящиеся к типу кубкообразных барабанов.
К кубкообразным относится основной инструмент коллектива «Ethnobeat» – дарбука (Darbouka), ведущий свое происхождение из стран Ближнего востока. Играть на ней следует так, как это было изначально задумано: установив инструмент горизонтально на левом бедре, а вовсе не зажав его между колен. Дело в том, что при игре активно задействуется левая кисть, с помощью которой делаются все нарисовки и накладки; если дарбуку расположить между коленей, то кисть должного участия принять не сможет. На дарбуке извлекается три основных звука: «Ду» (удар в центр мембраны, низкий и гулкий), «Те» (удар ближе к ободу, более сухой) и «Ка» (удар по ободу, звонкий и высокий).
Все это было мощнейшим образом продемонстрировано командами «Ethnobeat». В каждом из четырех музыкальных номеров участвовало около десятка человек. Первый номер сопровождался современным урбанизированным танцем наподобие break-dance. Затем последовало экспериментальное театрализованное действие этнобитовского ритм-театра. Облачившись в старинные русские костюмы и нацепив забавные кокошники, ребята выдали эпизод из своей оригинальной постановки «Сказки о царе Салтане».
«Да уж, Александру Сергеевичу наверняка понравилось бы» – резюмировал Александр Лучков.
Ну а финальным выстрелом стал настоящий восточный танец живота, пламенный и в то же время умудренный, полный грации, динамики и азиатского колорита. Именно для танца живота использовалась дарбука в далекие времена шейхов и султанов.
По просьбе постоянного зрителя LearnMusic Владислава (г. Сыктывкар) Кадыр исполнил свою родовую песню, передающуюся в его семье из поколения в поколение. За оригинальный вопрос-просьбу Владислав вновь удостоился музыкального приза. На этот раз им оказался мини-конго Veston.
Другой приз – дарбуку Meinl – выйграла Мария из Москвы, правильно ответившая на фирменный вопрос.
Наконец, третий бонус взял самый активный посетитель семинара – Максим из Забайкалья. В качестве поощрения Кадыр предоставил ему бесплатный ознакомительный урок в школе «Ethnobeat».
В нашей жизни ритмом наполнено все – от пульсации крови в собственном организме до многолетних солнечных и прочих космических циклов. Ритм есть в любой музыке, в любом танце, и в любом движении вообще; даже наши мысли и действия подчиняются определенной ритмике. Создавать ритм на каком-либо инструменте – значит озвучивать то, что давно раздается внутри нас. Это значит пробудить в себе древнее чувство ритмичности и предавать монотонному (или наоборот – ухабистому и рваному) течению времени определенный темп, размер, закладывая его как основу, каркас, систему отсчета, на которой держится настоящее, прошлое и будущее. Держаться оно будет куда прочнее, если свой ритм постоянно озвучивать, оживлять, поддерживать, а делать это лучше всего при помощи старинных этнических ударных инструментов.