Репортаж: Мыкола Фёдоров
Если вы когда-нибудь имели несчастье заблудиться в лесу, то вам наверняка это запомнилось именно как «несчастье». По крайней мере, букет негативных эмоций, полученный от такой передряги, признайтесь, не увядал в вас еще долго. Особенно если плутать пришлось совсем экстремально – без каких-либо тропинок-дорожек, отчаянно продираясь через бурелом, хлюпая по колено в болоте и не видя ни конца, ни края плотно обступившим стволам безмолвных деревьев.
Но иногда похожее приключение дарит массу впечатлений исключительно положительных. Те, кто пришел на семинар LearnMusic 12-го апреля, имели вполне реальную возможность попасть как раз в такую ситуацию. С тем лишь отличием, что посетителей обступали не совсем деревья, и уж точно никак не безмолвные!
Гитары, гитары, гитары – красочные и строгие, навороченные и эстетичные, хищнически вытянувшиеся и умиротворенно надутые, остроконечные и притупленные, сверкающие, будто парадный мундир медалями, полированным металлом звукоснимателей и прочих «железяк», поблескивающие оскалом колков и тонкими жилами струн. Они стояли, занимая добрую треть всего пространства студии – сущий лес, от разнообразия и блеска в котором слегка кружило голову, так что заплутать в нем впечатлительному гостю было очень даже несложно. Однако никаких эксцессов, слава богу, не произошло, и посетители, лавируя между расставленными инструментами, благополучно приземлились на оранжевые диванчики и обратились взорами к сцене.
Там, на фоне большого фирменного плаката LearnMusic, очертившись частоколом грифов, восседали за маленьким столиком ведущий Александр Лучков и, конечно, главный герой сегодняшнего вечера – Михаил Суджян.
Михаил известен в первую очередь своей преподавательской деятельностью в небезызвестном заведении, называемом сложной аббревиатурой ГМК ЭДИ – Государственное Музыкальное Училище Эстрадно-Джазового Искусства. Что и говорить, заведение серьезное, единственное (!) российское училище в области эстрадной музыки, и преподаватели там соответствующие. Кроме того, Суджян, будучи выдающимся джазовым гитаристом, аранжировщиком, дирижером и много кем еще, организует конкурс «Многоликая Гитара», интересное и показательное состязание гитаристов, о котором еще зайдет сегодняшняя речь.
Итак, семинар-обзор, посвященный гитарной многоликости, во всей красе представленной в студии О2 ТВ, начался.
Как водится, началом послужил музыкальный номер: Михаил дополнял гитарной партией звучащую из динамиков композицию. Это был «олдовый», хоть и слегка «эстрадизированный» блюз, а с блюза, как уже было неоднократно сказано на наших вечерах, начинается все.
Аплодисменты, последовавшие после композиции, возвестили о переходе от музыки к словам.
Гитары бывают разные. И наш сегодняшний «лес» – нагляднейшее тому подтверждение, хотя эта истина, конечно, ясна и без него. Рассматривать гитарное разнообразие, попутно приводя его в некий систематический порядок, Суджян начал с самого простого и одновременно основного – с КЛАССИЧЕСКОЙ гитары.
Классика – это классика, и рассказывать тут особо нечего. Акустический 6-струнный инструмент, появившийся в маленьких мастерских средневековой Испании и завоевавший буквально всемирное господство, имеющий все самые что ни на есть «типичные» признаки гитары. Александр тут же продемонстрировал вещицу этого класса – Flight C100 – которая, кстати, сегодня разыгрывалась в качестве одного из призов для телезрителей.
После классической гитары последовали всевозможные представители другого «подсемейства» акустик – ЭСТРАДНЫХ гитар. Сперва Михаил показал «испанку», отличающуюся от классики наличием катавея (нижнего выреза на корпусе) и более выдающимися габаритами. Катавей позволяет брать ноты на высоких ладах, однако из-за него же уменьшается объем звука – за счет снижения объема полости корпуса. Показывая и рассказывая, Суджян изобразил на ней несколько испанских мотивов.
Усилить звучание акустической гитары можно с помощью микрофона (как Михаил делал вначале), так и через подзвучку. Последнее Михаил продемонстрировал сразу же, чтобы зрители могли непосредственно сравнить звук. Что-то близкое к фламенко, играемое через подзвучку, зазвучало более тонко и полноценно.
Осторожно пробравшись через инструментальные дебри, Александр Лучков показал посетителям и объективам камер еще парочку сортов эстрадных акустических гитар. В его руках побывал громоздкий алый DREADNOUGHT (дредноут) и чуть более компактный, но весьма выразительной формы JUMBO (джамбо). Эти конструкты знамениты своей необычайной громкостью, так как предназначены для выступлений на широкой публике и были изобретены во времена, когда еще не было усилителей.
«Начинать играть хорошо бы сразу на двух гитарах – акустической и электрической» – заявил Суджян, переходя к рассмотрению классификации «электрух». Протянув руку, он извлек из ухвата стойки электрогитару самого классического облика – так называемый STRATOCASTER. Это такой рогатый и истинно рок-н-ролльный инструмент, на котором играет, пожалуй, большинство гитаристов всех мастей. Именно с помощью стратокастеров прославились Джимми Хендрикс и Эрик Клэптон. Само слово «Stratocaster» – это название одной из первых моделей фирмы Fender, которое стали позже использовать как нарицательное. Аналогично получилось и еще с одним популярным типом электрогитар, известным как LES PAUL (изначально изобретение фирмы Gibson), менее заезженным, но более изящным. Кроме того, есть некая промежуточная форма – TELECASTER, одна из первых электрогитар вообще.
Говоря о различии между ними, Михаил обозначил следующее: телекастер – это Rolling Stones и остальной рок-н-ролл ранней эпохи; стратокастер – от Хендрикса через Deep Purple во все тяжелые и быстрые направления; леспол же является прерогативой блюзменов. Разница есть и в звуке: «родные» (то есть произведенные компанией Fender) стратокастеры имеют чистый «стеклянный» звук, очень ценимый соло-гитаристами за звонкость и искренность, а типичные гибсоновские лесполы характеризуются глубоким и сильным саундом. Рознь обусловлена типами звукоснимателей, которые ставили на свои гитары эти производители.
Между двумя крайностями всегда располагается что-то среднее. Так и в мире гитар. Не похожие на эстрадные и классические, но и не полностью электронизированные, держатся особняком полуакустики. Обычно именно они имеют наиболее эстетичный вид: широкий и очень округлый корпус, утонченные вырезы по краям выпуклой деки, резной гольпеадор. Полуакустики хорошо звучат через аппаратуру – они сохраняют объем звука (благодаря резонирующей полости), передавая акустическое звучание, но при этом, должным образом перегруженные на комбике, могут давать вполне роковый саунд. Во всяком случае, rockabilly на таком инструменте вполне достижим.
Самая распространенная полуакустическая форма зовется HOLLOW BODY и используется в основном джазистами и блюзменами. На семинаре зрители увидели также гитару типа ОVATION (полуакустика с пластиковыми обечайками и дном) и стильную черно-серую двенадцатиструнку, по очертаниям напоминающую скорее les paul.
В студию звонили бесперебойно, спрашивали совершенно разное и о многом – еще бы, ведь речь шла именно о многоликости, многосторонности, разнообразии. Звукосниматели, звукоизвлечение, струны, чувство ритма, проблема выбора, музыкантские татуировки и многие другие детали интересовали телезрителей. Отвечал Михаил кратко и обще, обращая внимание на широту решения частных проблем. Выигрышным стал вопрос от Владислава из Сыктывкара, суть которого состояла в пригодности применения гитары как оружия самообороны.
«Доводилось, бывало, – улыбаясь, ответил Суджян, – правда, в большинстве случаев инструмент приходилось все-таки защищать».
Александр очень уместно покрутил в руках еще одну электрогитару – особенно эффектную и грозную, футуристичную, напоминающую скорее секиру, чем музыкальный инструмент. Такой штуковиной можно и не отбиваться – один ее вид чего стоит! Ее демонстрация должным образом подчеркнула сегодняшний экскурс в гитарную типологию, как бы поставив в завершении многоточие.
Ну а один из сегодняшних призов – гитарный тюнер Flight – отправился в далекий Сыктывкар на помощь к гитаристу Владиславу.
Другой приз – классическая гитара Flight C100 – досталась Дмитрию из Пензы, ответившему на контрольный вопрос.
Что же касается конкурса «Многоликая Гитара», то о нем Михаил успел рассказать немного. Если вы считаете себя достаточно сильным, то… для участия в конкурсе этого будет недостаточно. Да, именно так. Кроме силы здесь важна, во-первых, многосторонность (ибо зацикливание на одном стиле, пускай и связанное с достижением определенных высот, лишает гитариста очень многого), а во-вторых – способность к импровизации (отсутствие свободы мелодии приводит к аналогичному). Поэтому конкурс, организуемый Суджяном, представляет собой интереснейшее состязание, в котором обязаны показать себя даже жюри.
Обзор подошел к концу, вместе с ним завершились ощупывание, проба на звук, верчение в руках и просто оценивающее созерцание. В голове, обобщая все частности и подробности, осталась одна доминирующая мысль: их много, и они все довольно разные… И ведь это еще не предел, ибо все зависит от человеческой изобретательности, а у музыкантов, зачастую хитрых на выдумки, она поистине колоссальная.