Репортаж: Мыкола Фёдоров
Не знаю, какого начала я ожидал от очередного воскресного семинара LearnMusic, учитывая его полулегендарного гостя, но уж точно не такого, которое состоялось. Когда посетители уже устраивались в мягких оранжевых диванчиках и высоких деревянных стульях клуба-студии О2 ТВ, Дмитрий со своими коллегами спокойно продолжали саунд-чек, тщательно отстраивая звук и налаживая всевозможные звукотехнические тонкости. Наличие целого ансамбля на сцене – а помимо самого Дмитрия там находились басист Алексей Боголюбов и барабанщик Дмитрий Кириченко – наталкивало на мысль скорее о полноценном концерте, чем о мастер-классе для интересующихся.
А потом все началось. Эфир, аплодисменты, несколько вводных слов – и музыканты стали играть. Безо всяких эффектных «выкрутасов» под грохочущие риффы, без пронзительных гитарных взвываний, которыми так любят открывать выступления многие весьма популярные команды. Нет, тут все было по-другому. Дмитрий Четвергов – тот самый Чет, один из лидеров отечественной гитарной школы, эксцентричный экспериментатор и знаменитый прогрессив-инструменталист – оказался гораздо более скромным и лишенным всякого пафоса. Он и его команда просто играли, но играли при этом необычайно слаженно и вдохновенно. По-видимому, вместо того, чтоб задать традиционный стартовый драйв и задор, музыканты решили очаровать и заворожить посетителей, исполнив благозвучную и несколько медитативную композицию, навевающую нечто одухотворенно-печальное, затрагивающую и цепляющую чувственным мотивом.
«Просто Pink Floyd какой-то!» – комментировал позже неизменный и неунывающий ведущий Александр Лучков.
Композиция кончилась, начались разговоры. Первым делом Дмитрий продемонстрировал свою оригинальную новинку, маленькое чудо техники под названием электросмычок. Насколько мне известно, помимо Четвергова, подсмотревшего этот хитроумный «девайс» у продюсера Scorpions, в нашей стране им почти никто не пользуется. Принцип действия смычка остался для меня туманным, однако играть с его помощью, по словам Дмитрия, получается очень здорово и своеобразно.
О мастер-школе Чета слышали многие. Я, по правде говоря, не попал в их число, да мне и ни к чему. Как пояснил Дмитрий, это заведение существует для тех гитаристов, кто уже достиг достаточно высокого профессионального уровня, но не желает останавливаться на полпути. Если вы из их числа, то у вас есть прекрасная возможность посетить школу. Чтобы в таком случае показать себя по полной, попробуйте выискать в календаре четвертый четверг месяца. Именно в этот день в московском клубе «B.B.King» вместе с Четверговым будут джемить другие непримиримые гитаристы. Едва ли у вас появится более перспективная возможность для музыкального контрнаступления, чем, по ловкой метафоре Александра Лучкова, «поЧЕТверговать в ЧЕТвертый ЧЕТверг каждого месяца»!
Потихоньку речь стала заворачивать в сторону музыкальных секретов и фирменных «фишек», все более заинтересовывая слушателей. Чет начал здесь, пожалуй, с самого простого. Первое, что должен уметь вокализующий гитарист (а таких, как известно, немало, и Дмитрий тоже из их числа) – это полностью аккомпанировать себе правой рукой, безошибочно и уверенно, что во многом определяет его дальнейший успех.
Остальные советы Чет давать пока не спешил. Было видно, что он очень погружен в музыку – играть ему хотелось куда больше, нежели рассказывать. Но его неосторожная просьба насчет «побольше музыкальных номеров» была деликатно и укоризненно отклонена ведущим. И правильно – ведь именно сюда зрители в кой-то веки пришли именно за знаниями, а не за зрелищем.
…Рев заводящихся двигателей перешел в грубоватые техно-семплы, тут же вырисовывающие ритм и сменяющиеся размерными мощными риффами. Закончилась вторая за вечер композиция отличным переливчатым соло, в котором Дмитрий вновь продемонстрировал свой необычный и сильный талант.
Очевидно, именно это послужило предпосылкой для первого вопроса от посетителя. Начинающего гитариста, впрочем, довольно почтенного возраста, интересовала проблема скорости игры.
«Чтобы уметь быстро, надо сначала научиться медленно» – отвечает Чет. По его словам, принцип «поспешать, медля» применим к гитарному мастерству как ни к чему другому.
«Главное – это музыкальность, – продолжает он рассуждать, повествуя о критериях оценки музыкантов на конкурсе «Многоликая гитара», – есть люди, способные играть с совершенно бешеной скоростью, но вся музыка при этом напрочь теряется». Абсолютно согласен. Чистая техника несовместима с чистой музыкой. Сам Четвергов это знает и, в отличие от очень многих гитарных виртуозов, ничуть не теряет чувственности при всех своих скорости и мастерстве.
А вот никаких конкретно школ Дмитрий советовать не стал, хотя и произнес несколько знаменитых имен. Их слишком много, и слишком они разные, и все в равной степени хороши, чтоб советовать что-либо конкретное. Так что здесь выбор за вами, господа. К слову, на официальном сайте Чета можно найти его собственные уроки, которые, несомненно, не останутся для вас бесполезными.
Зато сам Дмитрий, ничуть того не скрывая, частенько ориентируется на легендарного Joe Satriani, с неподдельным восхищением и глубоким уважением отзываясь о творчестве этого музыканта. Влияние Сатриани, по словам некоторых посетителей семинара, местами прослеживается в сочинениях Четвергова, и недаром именно ему прошлым летом выпало выступать на одной сцене с Джо.
«Все начинается с блюза!» – заявил Чет, выписывая мелодичные пассажи на блюзовой гамме, когда речь зашла о такой насущной штуке, как разминка. Разминается он всегда на блюзовых нотах, уделяя особое внимание чередованию мажоров и миноров. И – внимание! – еще один важный момент: начинать все надо утром, именно утром, ибо все начинается с утра. Простая формула непростого музицирования.
Само собой, гитарист должен тренироваться – постоянно, упорно, регулярно. Чтобы руки не отвыкали от инструмента, Четвергов посоветовал при любом удобном случае занимать их гитарой. К примеру – при просмотре кино. А что? Фильм фильмом, а пальцы пусть себе перебирают ноты, запоминают положения, вбивая в мышцы определенные движения и алгоритмы. Но, тренируясь у телевизора, имейте в виду: чем лучше кино, тем хуже у вас будет получаться. Впрочем, зависимость тут обратная, так что можете приступать к изучению телепрограммы в поисках второсортных произведений кинематографа.
Однако при этом никогда не следует упускать свободу мыслей и рук – ни в коем случае нельзя забывать об импровизации. Именно способность свободно музицировать «на ходу» определяет настоящего музыканта, а вовсе не заучивание отдельных проигрышей во всех подробностях.
Ощущение темпа – вещь, гитаристу необходимая, однако лишь немногие действительно могут похвастать этим умением. Вы занимаетесь с метрономом? Что ж, тогда в следующий раз попробуйте себя записать! Слишком уж часто гитаристы аргументируют непоколебимость своего чувства ритма одним лишь наличием у себя метронома. Послушав свою запись, многие удивляются и разочаровываются, обнаруживая вдруг явные нестыковки, которые вовсе не слышатся при игре. Но не следует хмуриться, главное в развитии этого умения – записываться и еще раз записываться.
Не менее важное свойство мастера гитары – это уверенность. Вопрос о том, как ее в себе воспитать, прозвучал из уст голубоглазой девушки с несколько брутального вида прической. Кстати, традиционный семинарский приз – фирменную футболку LearnMusic – выиграла именно она, видимо, больше все-таки за вопрос, чем за внешность. Что же касается уверенности, то Чет указал один верный путь. «Медитируйте, предвосхищайте грядущее выступление – и тогда все получится». Именно предвосхищать – то есть изначально настраиваться на победу. А иначе, даже будучи мастером в студии, можно порядочно «накосячить», оказавшись на ярко освещенной сцене перед не очень терпеливой и редко прощающей ошибки публикой.
Вопросы приходили не только от посетителей, но и от далеких телезрителей. смотревших трансляцию семинара на канале О2 ТВ. Интересно, был ли среди них хоть один, теребивший перед экраном гитару, как советовал Чет? Если и был, то едва ли у него хорошо получалось – действие в студии притягивало внимание всецело.
В общем, в студию звонили немало, звонили из Сыктывкара, Волгограда, Костромы и прочих неблизких уголков. Вопросы сыпались самые разные – от весьма обыденных до почти философских. Дмитрий рассказал о своих медалях, полученных в этом году, поведал о жене, которую тут же запечатлели камеры операторов, выловив среди посетителей, о недавно родившемся ребенке, и прочем, прочем.
А вот на один вопрос Чет ответить не смог – и даже немного беспомощно развел руками. Если не ошибаюсь, его задал телезритель из Волоколамска: «Что нужно сделать, чтоб найти хорошего директора?». Сам вопрос и реакция Дмитрия добавили окончательную каплю позитива в общую атмосферу действа, завершение которого вышло очень теплым и оптимистичным.
В программе прозвучали еще два музыкальных номера. Музыканты удивляли и радовали – все же это настоящая команда. Чет-команда, как называют этот коллектив его немногочисленные поклонники. На сцене они держались дружно, слаженно, постоянно поддерживая друг с другом визуальный контакт и обмениваясь выразительными мимическими жестами. Алексей Боголюбов ритмично пританцовывал, Дмитрий Кириченко бил то палочками, то щеточками, то мягкими «колотушками», а то и вовсе руками, добавляя разнообразия в саунд, ну а Чет…
Чет, он же Дмитрий Четвергов, музыкант мирового уровня, записавший на своем веку около 400 часов (!) разнообразнейшей музыки, за этот семинар успел рассказать немного, показать – чуть больше. Но, тем не менее, запомнился он исключительно положительным образом, он заинтересовал, убедил, переубедил, изумил и порадовал, и поделился вдобавок своими неповторимыми мелодиями.
Да, и чуть не забыл кое-что важное, что Дмитрий подчеркнул особым образом, цитируя свою же композицию: «Музыка - это великая тайна, мистерия, и чем больше ты о ней знаешь, тем менее способен дать ей определение». В течение этого вечера мы смогли узнать чуть больше об удивительной из тайн – благодаря маленьким секретам, о которых поведал нам знаменитый гитарист и замечательный человек Дмитрий Четвергов.