![]() |
![]() |
Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Мыкола Фёдоров …Тед Робинсон, покидая сцену, с публикой прощаться не стал. Еще бы, ведь направился он прямиком в гущу собравшихся на семинар посетителей, где на него тут же накинулись с расспросами, фотоаппаратами и добрыми пожеланиями. На освещенный желтым светом ламп небольшой «пятачок», служивший сценой, вышел простоватой наружности мужчина в потертых джинсах, чуть мятом джемпере и с обрамленной короткой сединой лысиной. За этой простотой сразу угадывалось что-то необычное, спрятавшееся под заурядностью, какая-то глубина и значительность, невольно вызывающая безусловное уважение. Странно-серьезное выражение лица мужчины лишь подчеркивало это, не оставляя сомнений в исключительности происходящего. Мужчина взял в руки гитару, на вид такую же неброскую, и не спеша начал настраиваться, выводя мелодичные гаммы и выбивая аккорды. Я восседал за тем же столиком (смотрите предыдущий репортаж), совсем близко к музыкантам, слышал оживленную болтовню вокруг себя, в которой то и дело звучали радостные приветствия, шутки, обсуждения только что прошедшего семинара по вокалу и прочие оптимистичные словосочетания. В стенах московского Roadhous`а будничный вечер вдруг ожил, перелился в некое активизированное действо, чуть взбудораживая и радуя привыкшее к повседневности сознание. Из приятного полумрака, заключенного в грубовато отесанное дерево, старый кирпич и ткани естественных оттенков, где отовсюду веет добрым духом старинности и традиционности, весь остальной мир смотрелся куда более здорово и замечательно. Еще бы, ведь «Дом у Дороги» приютил тогда, помимо вашего покорного слуги и других искателей-музыкантов, двух знаменитых американских блюзменов, чьи имена – Tad Robinson и Alex Schultz – надолго запомнились посетителям в добрейшей и позитивной ипостаси. Так вот, этим джентельменом и был Alex Schultz, один из самых востребованных сессионных музыкантов на Западном Побережье, превосходный блюз- и джаз-гитарист, переживший за свои более чем полвека невероятное количество музыкальных событий и перемен. Нашу русскую столицу он посетил второй раз. Их сотрудничество с Тэдом Робинсоном продолжается аж с 76-го года, что для дуэта, согласитесь, очень неслабо! В этот вечер, вслед за отличным мастер-классом Теда (смотрите предыдущий репортаж), вышел и Алекс, чтоб рассказать москвичам об одном из самых широких и разносторонних явлений музыки – блюзовой гитаре. Вскоре легкая сумятица в помещении стала стихать, и переводчик-ведущий объявил о начале семинара. Алекс, расположившись поудобнее на высоком деревянном табурете, начал свое повествование. «Блюзовая гитара – это понятие очень широкое, – заговорил он, – для меня оно в первую очередь значит три вещи: ритм, чувство и время. Многие гитаристы слишком увлекаются крутыми соло и «фишками», но это дело последнее. Сначала необходима база». Весь его дальнейший рассказ строился вокруг этого несложного, но очень емкого принципа. Понятию чувства времени Алекс уделил значительную часть своего мастер-класса. Первым делом он пояснил: «Нужно уметь играть одному, и при этом постоянно чувствовать время и выдерживать форму. Это нелегко, поэтому следует тщательно тренироваться». Сказав это, он продемонстрировал, что имел в виду. Демонстрация заключалась в незамысловатой, если не сказать – простецкой «приблюзованной» мелодии, которую Алекс затем комментировал: «Песня звучит просто, но зато слышно, что время в ней не теряется. Я в каждое мгновение могу точно сказать, на каком моменте куплета или припева нахожусь». Обозначив таким образом свое главное кредо, Алекс вновь стал играть. Надо сказать, что играл он непривычно много и с удовольствием, пытаясь каждое свое высказывание подчеркнуть самым непосредственным образом. Это очень радовало и вдохновляло, поскольку давало возможность как глубже понять и ощутить суть рассказа, так и просто насладится проникновенными нотами блюза и, местами, джаза. Исполняя вторую композицию, с гораздо более сложной гармонией и бо́льшим количеством нот, Алекс делал, в сущности, то же самое, что и во время первой. А именно – отслеживал время, старательно и непрерывно. Далее вновь приведу его слова, надеюсь, не искаженные переводчиком: «Это был тот же блюз, только я больше заполнял пространство песни нотами… Я придерживался точно того же принципа... Но даже мне непросто ежесекундно осознавать, в каком месте квадрата я нахожусь». Особенное ударение Алекс сделал на то, что «если вы не будете стараться выдерживать форму и время, у вас получится лишь бессвязный набор приемов и фишек». Другой важнейший момент в блюзовой гитаре – это фразировка, явление смежное и тесно связанное с вышеописанным. Обозначив это, Алекс в третий раз ударил по струнам. Ну, ударять-то он, конечно, не стал, а сыграл, подражая знаменитому B.B.King`у, очень чувственную мелодию, изобилующую звенящими высокими нотами. По словам Алекса, этот великий музыкант примечателен именно тем, что очень хорошо обрисовывает отдельные фразы и расставляет акценты. Чтобы как можно качественнее выполнить фразировку песни, Алекс всегда разбивает композицию на отдельные отрезки, и даже с учетом всего разнообразия ритма, который он использует, разграничивает соло на фразы. Причем соло играется так, чтобы всегда можно было с уверенностью сказать, что за аккорд обыгрывается в данный момент. Для блюзовых композиций фразировка особенно значима, ибо песня в блюзе – это всегда история, рассказывать которую надо определенным образом, со всеми полагающимися атрибутами. Шульц не без сожаления отметил, что эта традиция сейчас все более забывается из-за того, что музыканты слишком концентрируются на всевозможных приемах и техниках. Так что не заморачивайтесь на лишнее, друзья, ведь вы рискуете упустить главное! Умение играть за спиной вокалиста, поддерживая его партией гитары, Алекс обозначил как особенно важное, и тут же продемонстрировал сказанное вместе со своим коллегой Тедом. Выход на сцену последнего был спонтанным и очень своевременным. Они стали играть вдвоем, причем играли песню, которую никогда до этого вместе не исполняли, показав таким образом настоящую блюзовую импровизацию. «Как видите, исполнение вышло не совершенным, – заметил Алекс с улыбкой, вновь вернувшись к рассказу, – мне пришлось на ходу подстраиваться под Теда, и все, что я делал, это заполнял пространство между его голосом и гармоникой, и лишь иногда играл одновременно с ним». Играя в коллективе, необходимо уметь прислушиваться к остальным музыкантам, чтобы правильным образом осуществлять гитарный аккомпанемент. Едва Алекс успел закончить мысль, как к микрофону снова вышел Тед, и после краткого совещания они решили сыграть что-то еще более интересное и показательное. Последующие три-четыре минуты на посетителей лился такой поток нот и драйва, что никого не оставил равнодушным! Вот это выдали! Вновь импровизируя, чикагский дуэт по-настоящему «отмочил», ярко показав публике, что блюз – это далеко не только меланхолия. На этот раз Тед не пел, а выпиливал соло на губной гармонике. Изюминка номера заключалась в том, что Алекс не знал, чего ожидать от товарища, предоставив ему полную свободу действий. Шульцу оставалось обеспечивать по ходу дела поддержку Теду, временами добавлял яркие ноты, чтобы вдохновить его на что-то еще. Что ж, у них получилось, и получилось отменно! «Здесь мы задействовали язык блюза, который, к сожалению, не все понимают. Он состоит в аккордовом ведении за соло, и владеющему этим языком хорошо бы расширять словарный запас» - сказал Алекс, вновь возвращаясь к теме фразировки. На этом Шульц закончил основную мысль и решил сыграть что-то, обрисовывающее все сказанное на тот момент. Следующая его песня началась с одного из классических блюзовых риффов, в череду которых он постепенно добавлял все больше солирующих партий, но строил это таким образом, чтоб не терять время и форму. «Постепенно я оторвался от основной линии, переходя к более сложным вещам, но я должен был быть уверенным, что все делаю правильно, ведь именно в такие моменты отслеживать время сложнее всего. Местами я пропускал ноты, но зато всегда держался ритма, а это ценнее». Вместе с этим Алекс показал на деле и свои пояснения о фразировках. И еще насчет фраз. Не забывайте, что такая штука, как пауза, заслуживает не меньшего внимания, чем собственно нота. «Паузинг» Алекс посоветовал развивать тремя путями: играть и одновременно петь (или же имитировать пение), практиковаться с метрономом, тщательно отсчитывая щелчки, или, что наиболее приятно и действенно – играть с записями. Слушая музыку и «подменяя» звучащего из динамиков гитариста, можно добиться многого. Сам Алекс для таких тренировок предпочитает фанк, а также своих излюбленных и глубоко уважаемых «трех королей», чьи имена он озвучил с величайшим почтением: Freddy King, Albert King и B.B.King Только имейте в виду: занимаясь с аудиозаписями, слушайте клавиши, ритм и еще что угодно, но ни в коем случае не гитару! «А самое лучшее, - говорил Шульц, - это прислушиваться к духовым инструментам, так как гармоническое сознание «духовиков» работает лучше гитаристских, ведь в единицу времени они могут извлекать только одну ноту». Не помню, сколько еще композиций сыграл в тот вечер Шульц (как минимум он показал «заджазованный» блюз, а еще по просьбе одного из посетителей, изобразил немного фанка), не запомнились также некоторые из удивительно немногочисленных вопросов от зрителей, но к завершению мастер-класса постепенно стало накатывать ощущение, будто я знаю о блюзе буквально все. Итак, резюмирую вышесказанное. Практикуйте тайминг, учитесь чувствовать ритм, тренируйте фразировку и паузинг. Практиковать все это несложно, надо лишь уделять должное внимание этим вещам, а когда у вас начнет получаться, пресловутые и вожделенные «соло и фишки» зазвучат под вашими руками сами собой! Так что и вы, чуть лучше подтянув каждый из оных навыков, сможете показать настоящую блюзовую импульсивность и проникновенность. …Покинув Roadhouse, я снова был подхвачен городским водоворотом, постепенно вливаясь в его стихающий поток. Но в моей голове все еще резвился звук, пробивая резонансом с головы до пят. Его составляли гитарные аккорды и гаммы, высокие звенящие соло, пронзительные трели харпа и сильный, выразительный соул-вокал. Что и говорить, вечер выдался поистине незабываемым, ведь совершенно невозможно забыть, как к нам однажды заехали двое пожилых американцев – Alex Schultz и Tad Robinson – и наилучшим образом рассказали о лучшей же музыке своего континента. Что ж, пожелаем им удачи в дальнейшей дороге! |
![]() |