Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Галина Саржевская Возможности человеческого голоса невероятно велики. Однако далеко не каждый профессиональный музыкант знает о них и умеет правильно их использовать. В минувшее воскресение в клубе Bilingua прошел очередной семинар по эстрадному рок-вокалу. Солистка группы «Орхидеи» и один из ведущих в Москве педагогов по вокалу, Екатерина Белоброва, на этот раз рассказывала о техниках расщепленного вокала – субтоне, гроулинге и скриминге. Каждый из этих приемов направлен на достижение определенного эффекта. Однако овладеть данными техниками возможно лишь уже имея чистый, поставленный голос. По словам Екатерины, ученику с поставленным голосом, как правило, хватает одного занятия для освоения одного из приемов. Субтон – звук с придыханием, - одна из наиболее частых техник эстрадного вокала. Вначале в голосовых связках образуется чистый звук, затем, благодаря неплотному смыканию связок, начинает выходить воздух. Голос при этом звучит очень чувственно и страстно. При субтоне задействуются мышцы диафрагмы и межреберные мышцы. Обязательно должно присутствовать состояние открытости ребер. Голос начинает звучать мягче, исчезают открытые гласные, которые становятся врагами номер один любого исполнителя, стоит ему только взять в руки микрофон. Гроулинг и скриминг – об этих двух не менее популярных вокальных техниках сказано было всего несколько слов. Вероятно причина в том, что любой рок-музыкант, так или иначе, владеет ими. Характеризуются данные техники тем, что к начальному звуку добавляется второй, атональный звук – грудной или горловой. Происходит это уже во рту, выше голосовых мышц. Следует отметить, что эти техники полезными для голоса не являются, и в результате их неправильного применения голос можно потерять. Также не рекомендуется на репетициях и концертах смешивать произведения с техниками скриминга и гроулинга с другими вокальными композициями. Столь резкие перепады могут также губительно сказаться на голосе. Вторая часть семинара была посвящена этническому вокалу. Антон Коваленко познакомил участников с основами искусства тувинского горлового пения. Изначально тувинское горловое пение появилось для передачи народного эпоса. Согласно тувинским поверьям, существует целых три параллельных мира – царство Подземное, Среднее царство – то есть наш мир, и царство Небесное. Обитатели этих миров говорят совершенно разными голосами. Чтобы передать эту разницу, постепенно зародилось горловое пение. Так, голоса обитателей низшего мира – демонических сил, драконов, змей и прочих подобных тварей, передает прием, получивший название «Каргера». По звучанию он имеет мало общего с человеческим голосом – низкий, хриплый, обрывистый. Если бы не демонстрация Антона – мало бы кто мог подумать, что подобные звуки способен воспроизводить человек. А оказалось – не только способен, но и вполне может этому научиться. Для начала упражнений участникам семинара было предложено встать и выбрать себе пару. После чего следовало отсчитать у партнера 4 пальца вниз от пупка и упереться кулаком в эту точку – звук должен исходить именно оттуда. «Хоооовааа…Хооойиии» - протяжно и одновременно резко затянул Антон. Два добровольца на сцене, а за ними и остальные участники, принялись прилежно повторять. Надо сказать, что мужской половине упражнение далось куда успешнее, чем женской. Когда с нижним миром было покончено, Антон перешел к звучанию среднего мира, «Хоумей». В этой части эпоса речь шла о человеческой жизни и героических подвигах народных героев. «Хоумей» представляет из себя набор гласных, произносящихся на одной высоте. На этот раз было предложено отсчитать 4 пальца вверх от пупка своего партнера и упереться туда. При извлечении звука язык вначале прислоняется к верхнему небу, через некоторое время он отрывается, и губы смыкаются в букву «О». По звучанию язык среднего мира чем-то напоминает восточные мантры. Этот язык тувинцы использовали не только в эпосе, но и в практических целях – например, на пастбище, чтобы собрать разбежавшееся стадо. На третьей части семинара участники получили возможность проявить себя с художественной стороны. Для начала зрителям было рассказано о феномене синестезии. Синестезия представляет собой вовлечение в процесс восприятия чувств, которые по идее не должны быть задействованы. К примеру, мы можем увидеть на витрине мороженое. Мы не попробуем его на вкус, однако, глядя на него, вполне можем этот вкус ощутить. Феномен показывает, что и при творческом акте вполне возможно охватить гораздо больше сфер, чем мы привыкли. Всем желающим было предложено попытаться передать на бумаге свои ощущения от музыки. На сцену снова поднялась Екатерина Белоброва и начала исполнять произведения Глинки, а участники семинара наперегонки побежали за пастелью. В результате получилось много ярких и весьма неординарных работ. Но не нашлось и двух похожих хотя бы отдаленно. Оказалось, что каждый видит музыку совершенно по-своему. После окончания семинара каждый участник получил возможность задать все интересующие его вопросы, а также побеседовать с Екатериной Белобровой в неформальной обстановке. |