Репортаж: Мыкола Фёдоров.
Разгар лета. Вечер теплого, солнечного июньского воскресения. Вязкий запах горячего асфальта, запыленные тротуары, разморенные и притомленные прохожие, тем не менее улыбающиеся, радостные, разговорчивые. И музыка – оживляющая, энергичная и очень летняя. Жаркие афро-кубинские ритмы, сладкозвучие латино, разнообразные сбивки, ритмичные нарисовки и биты, и все это – на огромном количестве всевозможных шумелок, звенелок и погремушек. Об этом перкуссионном изобилии сегодня и пошла речь, ведомая Александром Лучковым и нашим очередным гостем – Павлом Гониным.
Павел Гонин владеет многими инструментами и участвует сразу в нескольких проектах, однако основной его сферой деятельности являются перкуссионные инструменты, на которых он играет в собственной группе «Гоnja», а также в некоторых других ансамблях как сессионный музыкант. И вот он посетил студию LearnMusic/О2 ТВ, чтобы поведать о разнообразных и порой диковинных музыкальных приспособлениях, именуемых общим словом «перкуссия». Вместе с ним был приглашен барабанщик Андрей Камышин, благодаря которому звучание демонстрируемых инструментов стало более полным.
Для начала Павел дал разобраться, что же конкретно именуется перкуссией. Оказывается, это понятие охватывает все ударные инструменты и прочие штуковины, с помощью которых можно обозначить ритм. И ударная установка с барабанами и «железом», и всевозможные шейкеры, кастаньеты, кабасы, а также конги, бонги и прочее – все это является вариантами перкуссий. Одного беглого взгляда на сцену было достаточно для того, чтоб понять, как много существует перкуссий и как мало ограничена фантазия человека, если ему хочется выражать ритм все новыми способами.
Миф о том, что перкуссионист – это музыкант, попросту не научившийся играть на других инструментах, Павел разоблачать не стал, хотя сам он известен еще и как басист, клавишник, аранжировщик и певец. Более того, он наглядно рассказал, как люди совершенно неожиданно становятся перкуссионистами, например, после ночных «посиделовок» и развеселых песнопений в кругу друзей.
И не надо смущаться отсутствия чувства ритма – по словам Павла, такого не бывает в принципе, и ритм звучит в каждом из нас, за исключением разве что тех, кто по каким-либо причинам беспрестанно внушает себе об этом отсутствии.
Но чтобы чувство ритма усовершенствовать и воплотить в игре на перкуссиях, необходимо, естественно, долго упражняться. Что для этого нужно, Павел продемонстрировал тут же: хороший цифровой метроном (лучше такой, как показывал Гонин – созданный специально для барабанщиков и снабженный комплектом специфичных функций), который укажет, когда бить, и какая-нибудь поверхность, обозначающая куда бить. В нашем случае поверхностью послужила своеобразная штуковина, похожая на пластилин красного цвета. Павел извлек ее из баночки, размял в руках и прилепил на стул, после чего она стала давать хороший отскок, прямо как нормальный полноценный барабан. Но звук при этом был очень тихий, поэтому «пластилин», именуемый PUTTY PAD, наилучшим образом подходит для домашних тренировок.
Затем Павел с Александром перешли к поочередному рассказу об инструментах, представленных на сцене. Начали с барабанов КОНГО – народного кубинского инструмента, без которого не обходится практически ни один латино-американский или кубинский танец. Павел показал типы ударов (басовый, слэп, открытый, закрытый и т.д.) и основной ритм, на котором строится вся техника игры в солнечной музыке Центральной Америки и прилегающих островов.
После Павел извлек и представил нашим взглядам ГУИРО – крупный деревянный цилиндр с ребристой поверхностью, напоминающий не то батон докторской колбасы, не то бутафорский артиллерийский снаряд. На гуиро с помощью специальной щеточки можно высекать вполне звучные ритмические рисунки, которые в музыке Кубы традиционно исполняются с ударением на первую долю.
Вслед за гуиро Павел показал нам барабаны ТИМБАЛЕС. Это два барабана, аналогичные альтам в барабанной установке, но лишенные нижней пластины и имеющие металлический корпус и более звонкое звучание. Играют на тимбалес стоя, звук извлекается с помощью специальных палочек, более простых, чем палочки для установки. Удары можно делать как по мембране и ободу, так и по металлическому корпусу сбоку. С тимбалес перкуссионисты часто совмещают КОВБЕЛЛЫ (СЭНГСЕРО) – металлические колокольчики, установленные горизонтально на тех же стойках и служащие для более плотного и разнообразного заполнения ритма.
CHIMES (tubular chimes) – известный атмосферный инструмент, состоящий из ряда разнокалиберных металлических трубочек, подвешенных на горизонтальной стойке. Если провести по трубочкам палочкой, то получится такой красивый переливчатый звон, очень подходящий для вступлений и усилений.
ШЕЙКЕРЫ, КАБАСЫ – наиболее распространенные перкуссионные инструменты, известные своим «шумовым» звучанием. Устройства эти самые простые и универсальные, подходят для очень широкого спектра музыки и, как правило, появляются в коллекциях перкуссионистов одними из первых.
Что касается барабанной установки, на которой нам сегодня подыгрывал Андрей Камышин, то она, по сути своей, является сборкой сразу многих различных перкуссий, и один барабанщик заменяет нескольких перкуссионистов, создавая таким образом интересный и разнообразный ритмичный фон. Остальные перкуссии (к примеру, конго) можно успешно накладывать сверху для создания еще большего эффекта. Именно это превосходно показали нам Павел и Андрей, и оставаться недвижимым в таком звуковом пульсирующем потоке было просто невозможно!
Павел на протяжении семинара восседал на нехитрого вида ящике, который, однако, тоже оказался музыкальным инструментом. Называется он КАХОНОМ, и представляет собой действительно ящик, но с двумя особенностями: во-первых, передняя (ударная) панель прикручена к стенкам не вплотную, а с небольшим зазором, благодаря которому при ударе получается хлопок. Во-вторых, к этой панели изнутри прилегают специальные струны, придающие инструменту характерное «песочное» звучание. Кахон попал к европейцам из Перу, и сейчас широко используется в различной акустической музыке. В этот вечер аккомпанемент Павла на кахоне очень здорово подошел под тихую и печальную песню, исполненную Александром Лучковым.
Наконец, пришло время вопросов и призов. Тамбурин Veston выйграл Андрей из Забайкальского края, ответивший на призовой вопрос. Кабаса Veston была подарена Алексею из Новосибирска за наиболее интересные профессиональные вопросы.
Надо сказать, что компания Динатон предоставила нам еще одну любопытную вещицу от Veston: эдакий чудо-чемодан с целым комплектом деревянных перкуссий самых разных модификаций. Выглядели они весьма забавно и даже безделушечно, однако звучали в умелых руках вполне прилично. Вообще, при выборе перкуссий главным критерием, которым следует руководствоваться – это громкость звучания, которая должна быть максимальной, так как перкуссии должны «пробивать» остальные инструменты и четко прорисовывать ритм.
Великое множество перкуссий вы можете отыскать у себя дома среди предметов утвари и домашнего обихода, и успешность их применения в музыке зависит только от вашей фантазии и свободы мысли!
Вот такой огромный, разнообразный и интереснейший мир перкуссий. А чтобы ваши занятия на них не прошли даром, Павел поделился еще одним простым афоризмом: ритм – это основа танца, и играть надо так, чтоб от этого хотелось танцевать.
Со зрителями и посетителями музыканты попрощались весело и музыкально, обдав их волной иноземных ритмов и заморских радостных песнопений, и предоставив им возможность самим постучать и погреметь на приборчиках из чудо-чемодана. Постучали, попели, остались довольными и пританцовывающими. Спасибо за вечер солнечных ритмов, Павел!..