Learnmusic -  программа поддержки музыкального образования Написать письмо   
Форум Педагоги Записаться на Семинары О Программе Партнеры Для Музыкантов Обратная Связь
Видео с семинаров
Мы в Контакте
LearnMusic community


Поиск по сайту:



 




Bossa-nova: тайны волшебства

Выразить свое мнение и прочитать, что думают другие можно здесь...
Paulinho Garcia (Паулиньо Гарсиа - Бразилия)
Босса-нова. История. Ритмы. Гармонии. Гитара. Вокал.
вс. 05 июля 2009, Телеканал О2


Вы можете скачать видо этого семинара с торрента в хорошем качестве

скачать торрент Paulinho Garcia (Паулиньо Гарсиа - Бразилия) мастер-класс


Видео с семинара


Вы можете поставить код плеера с этим семинаром на свой сайт:

Репортаж: Мыкола Фёдоров


       Ох, нечасто на наши семинары заносит судьба гостей из зарубежья, нечасто. И каждое такое событие невольно интригует и вызывает особенный ажиотаж. Еще бы, ведь что может быть интереснее, чем рассказ заморского гостя о той музыке, истоки которой восходят к тем невиданным далеким странам, откуда он явился в нашу уютную клуб-студию. На этот раз таким вестником стал Paulinho Garcia, умудренный седовласый бразилец с глубоким, проникновенным взглядом, привезший с собой целый кладезь теплых мелодий тропических ночей и романтики уютных южных городков.    



       Паулиньо – известный гитарист, вокалист-импровизатор, джазмен, уроженец Бразилии, ведущий свою деятельность, однако, в Чикаго. В русскую столицу он смог попасть благодаря проекту Chicago-Moscow Music и его руководительнице Марине Карениной, которая пришла сегодня к нам вместе с Гарсией. По совместительству она взяла на себя и функцию переводчика.
       Проект занимается регулярными визитами джазовых музыкантов Чикаго в Москву – те приезжают в нашу столицу для общения со студентами, обмена опытом, ознакомления с новыми музыкальными традициями и просто приятного времяпрепровождения. В последнее время основное направление деятельности проекта – бразильская школа джаза, мир интереснейшей интеллектуальной музыки, с которым нас и собрался познакомить Паулиньо.  



       Босса-нова…  Плавная, переливающаяся мелодия, неспешный и мягкий ритм, увлекающая в танец гармония и волшебство негромкого глубокого голоса. Она вызывает самые светлые и приятные человеческие чувства, пробуждает мечтания и окунает в атмосферу далеких залитых солнцем морских берегов. Именно с такой композиции, исполняемой на классической гитаре, Паулиньо начал сегодняшнее повествование.
       Стиль босса-нова сформировался в конце 50-х годов прошлого столетия на основе ритмов бразильской музыки байау и самбо и гармоники классического американского джаза. Широкую известность босса-нова стала приобретать с выходом фильма «Черный Орфей» (Марсель Камю, 1959), в саундтреке которого звучат фактически первые мелодии босса-новы: «Manha de Carnaval» («Утро карнавала») Луиса Бонфа и «Felicidade» («Счастье») Антонио Карлуша Жобима.



       Паулиньо продемонстрировал основной ритмический рисунок босса-новы – чуть незаконченная самба – который в Бразилии стал распространяться все шире, одновременно обрастая все более сложными гармониями. Музыканты стали сочетать его с классическими и джазовыми формами, в результате чего и появился новый, удивительно мелодичный и легкий жанр – босса-нова.
       За более чем 40 лет существования босса-новы в ней, конечно, появилось кое-что новое. Большое влияние оказал фанк, добавлялись и всевозможные новые варианты самбы, ритм изменялся и дополнялся, но незыблемым осталось главное – мягкость и мелодичность. Паулиньо назвал имена главных фигур музыки босса-нова: это Антонио Карлуш Жобим, Стэн Гетц, Эллис Режина, Аструд Жилберту. А в завершение экскурса в историю сыграл еще одну красивую и приятнейшую композицию.



       Паулиньо известен не только как исполнитель босса-новы, но и как педагог со своей уникальной методикой обучения. С помощью гитары и специально припасенного тамбурина он легко и лаконично рассказал об особенностях игры в стиле босса-нова.
       Главное в этом жанре – синкопирование, ударение на вторую долю, разделенный на восемь частей такт. Особое внимание, по словам Гарсии, следует уделять именно синкопе, ибо в этой музыке она гораздо важнее, чем в любых других стилях Латинской Америки. С помощью бубна Паулиньо задал основной бит, производя ударение на вторую долю, а потом на гитаре показал, как мелодия в босса-нове течет и развивается между долями, придавая общему звучанию знаменитую волшебную мелодичность.
       «Если вы хотите отличить бразильца от не-бразильца, исполняющих босса-нову, то обращайте внимание в первую очередь на эту составляющую» – резюмировал Паулиньо.



       Важнейшее место в босса-нове занимает импровизация. О, здесь Гарсия показал истинную виртуозность, являющуюся результатом долгого и непростого творческого пути. Главным инструментом для импровизации в босса-нове служит голос исполнителя, звучащий под гитарный аккомпанемент. Громкие ноты в этом стиле не требуются, все поется вполголоса. Не требуется и какой-либо сверхсложной техники игры – для передачи чувства, эмоции, волшебства достаточно даже двух аккордов. Но главное, на чем следует сконцентрироваться – это синкопирование, при правильном ведении которого импровизация получается на ура. Также должна присутствовать импровизация ритмическая.



       В качестве советов начинающим импровизаторам Паулиньо наказал, прежде всего, научиться прислушиваться к аккорду, прочувствовать его. Затем начать его отработку и довести ее до того, чтоб можно было выйти за рамки аккорда и вновь вернуться к нему в любой удобный момент. Все это рождается сначала в голове, и цель импровизации – перевести мелодию изнутри вовне с помощью гитары.



       Помимо музыкальных тонкостей, Гарсия успел поделиться еще и некоторыми впечатлениями и советами более широкого плана. Он очень хорошо отозвался о российских студентах-музыкантах, с которыми ему довелось иметь дело в Колледже Импровизационной Музыки. Сам при этом отметил, что в процессе становления его самого как музыканта он не пользовался наставлениями какого-либо учителя, а развивался  самостоятельно, что, по его словам, вовсе не есть хорошо.
       Заниматься, конечно, тоже очень нужно. Однако когда речь зашла о количестве часов в сутки, Паулиньо деликатно возразил распространенному стереотипу. Занятия нельзя планировать никоим образом, ими следует заниматься исключительно по зову души – столько, сколько она пожелает. Иначе творчество превращается в ремесло, что в музыке чувствуется сразу и сильно убавляет в ней искренности.  



       Звук, который Паулиньо использует для исполнения босса-новы – только естественное звучание классической гитары с нейлоновыми струнами. Все что нужно – это подзвучка для более громкой игры. Какие-либо специальные эффекты, усиление, технические новинки и прочее вовсе не вписываются в мягкую гармонию данного стиля.
       Ничего лишнего – лишь гитара, голос, определенное мастерство, и. конечно, собственная душа. Именно так рождается та легкость и прозрачность, завораживающая слушателя и окатывающая его волной доброты, романтики, тепла…








RTU.ru - каталог российских предприятий


1.371