Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Мыкола Фёдоров Пожалуй, нечасто на музыкальном мастер-классе удается совершить столь подробный экскурс в анатомию, акустику, основы актерского мастерства, а также коснуться некоторых восточных эзотерических практик. А потом – изящно свести всё это к общему знаменателю и получить в итоге отличную порцию новых знаний, впечатлений и простого человеческого удовольствия. Однако такое все же случается, и на этот раз не обошло и покорного вашего слугу. Благодаря Ирине Новицкой, ее коллегам и, конечно, вечно бодрствующей команде LearnMusic, я оказался в самом эпицентре этого действа. Ирина Новицкая, певица со стажем почти в два десятка лет, старший преподаватель эстрадно-джазового вокала на факультете эстрадного искусства РАТИ (ГИТИС), основательница собственной школы методики преподавания, посетила воскресным днем «Билингву» с интересной программой, посвященной самому главному и незаменимому музыкальному инструменту в истории – человеческому голосу. В помощь Ирине на сцене действовали также ее коллеги, выпускники Эстрадной Вокальной Школы «Навита» (которой Ирина и заведует) а ныне успешные актеры и солисты разных спектаклей и мюзиклов. Все началось с удивительной завораживающей импровизации в исполнении Ирины. Импровизация отнюдь не была сугубо вокальной – певица вплела сюда также эмоциональность актерского мастерства и красоту сценической пластики, наглядно показав органичность сочетания этих трех ипостасей. Именно умение совмещать и синтезировать стало основной темой сегодняшнего семинара. «Все, что подарил нам XX век – мы микшируем в ХХI-м» - подчеркнула Ирина в первую очередь. Разнообразие различных манер пения, звуковых окрасок, стилистических особенностей на сегодняшний день достигает серьезных размахов, и каждый поющий человек находит свое индивидуальное, уникальное звучание. При этом сохраняется возможность перехода из одного стиля в другой, оперирование различными приемами и сочетание разных элементов. Но чтоб достичь здесь реальной свободы, нужно развивать голос внимательно, учитывая несколько важнейших факторов. Первое – это дыхание, основа основ для любого вокалиста. Именно дыханию при обучении уделяется большая часть внимания, и здесь нужно приложить максимум стараний. Дыхание бывает разных типов – брюшное, грудное, диафрагмальное (межреберное) и так называемое ключичное. Последнее, по словам Ирины, в пении неприемлемо вообще. А самое важное и применимое – диафрагмальное дыхание, в котором участвуют косые мышцы спины и живота, гортань и собственно диафрагма, но не участвует грудная клетка. Главный момент в правильном диафрагмальном дыхании– удержание диафрагмы в раскрытом состоянии как можно дольше. Здесь попробую пояснить. При вдохе диафрагма отодвигается вниз и расправляется, что можно почувствовать, уперев пальцы в окончания нижних ребер. В расправлении ее задействованы в основном косые мышцы спины и живота. При выдохе же, когда начинается фонация, воздух выходит из легких и диафрагма поднимается наверх и сжимается – именно здесь нужно как можно дольше оставлять диафрагму раскрытой и в положении «внизу». Тогда выдох получится дольше, а поток воздуха, проходящий через голосовые связки и рождающий в них звук – более управляемым. Легче всего тренироваться с помощью звука «С-с-с…», испускаемого во время диафрагмального выдоха – тогда, уперев пальцы на окончания нижних ребер, можно почувствовать задержку выдоха и максимально долгую «раскрытость» диафрагмы. В итоге петь становится удобнее, приятнее, красивее, лучше. Все эти тонкости Ирина продемонстрировала непосредственно на сцене при помощи девушки-добровольца Ренаты из числа зрителей. Второй момент, тесно связанный с первым – это управление голосовыми связками и другими важными органами – языком, челюстью, гортанью, диафрагмой. О положении связок при извлечении разного звука Ирина поведала в истинно школьном стиле – при помощи мела, доски и своих асситсентов-коллег. Кроме того, она провела небольшой, простенький, но очень показательный эксперимент, так что наглядность поясняемого была вне конкуренции. Особенно важно учитывать не управление этими органами в отдельности, а их использование в тонкой и точной взаимосвязи: если излишне напряжен, к примеру, язык, то даже при безупречном дыхании и исправной работе челюсти и гортани едва ли получится необходимая фонация. Так же зависимы друг от друга все эти органы. Еще один фактор, для меня весьма неожиданный и чрезвычайно интересный – это извлечение звука с помощью разных точек нашего организма. Как-либо объяснить это еще у меня едва ли получится, однако Ирина, совместно со своей воспитанницей Аленой, легко дали понять реальность и действенность этого явления. Одну и та же ноту, звучащую с синтезатора из-под пальцев Ирины, Алена брала, фокусируя звук сначала на затылке, затем на темени, твердом небе, и еще нескольких точках тела. И что же? Окраска звука действительно получалась разной – изменялась глубина, добавлялись неожиданные тона, варьировала и сама эмоция звука. Разные манеры и стили пения характеризуются различными объемами вдоха, точками включения звука, характером смыкания голосовых связок, положением языка, челюсти, гортани и т.д. Фальцет осуществляется на очень легком вдохе – подобно тому, как если вы пробуете на запах душистый цветок. Эстрадное и, конечно, джазовое пение требуют большей глубины, рок – еще более глубок. При этом в фальцете действует головной резонатор, в роке, джазе – грудной. Еще известна сложная техника «белдинг», под которой понимается пение грудью на большом диапазоне. Фолковое пение, энергичное русские распевы и романтичные, страстные испанские баллады. Фрелато, популярное в джазе и срывающее связки новичкам, особенно не упражняющимся в дыхании. Заигрывающий, дивящий упругой мелодикой йодль… Это и еще немало интересного показали нам со сцены Ирина и ее подруги-коллеги – Алена и Катя. Однако в завершении посетителям клуба был представлен настоящий музыкальный спектакль, где с магией голоса сочетался и превосходный артистизм. Под известную блюзовую мелодию (а именно с помощью блюза, по словам Ирины, можно выразить любые эмоции и чувства) Ирина с Мишей блестяще изобразили тонкости отношений между мужчиной и женщиной, гармонично связав игру голоса и игру актерскую. Напоследок Ирина поделилась кое-какой информацией насчет своей школы «Навита». О чем хочется сказать сразу – так это о том, что набор в школу Ирины открыт для всех без исключения, независимо от музыкального образования, пола, возраста и т.п. Петь может абсолютно каждый – в этом Ирина убеждена абсолютно, и не даром она известна как преподаватель, способный поставить голос людям с диагнозом «не поющий». Такое за годы существования «Навиты» уже бывало, так что и здесь, как видите, любые границы условны. Подогретый этой мыслю, один из посетителей – почтенный аккуратный дедушка – вдруг проникся и пропел в микрофон куплет какого-то забытого романса, утверждая, что никогда особо не пробовал петь. На его вопрос о том, возможно ли ему еще научиться, Ирина ответила положительно, и под одобряющий смех и аплодисменты зрителей довольный дедушка возвратил микрофон ведущему. На сей позитивной ноте семинар подошел к завершению, ну а посетители, столпившиеся вокруг Ирины с разными вопросами, несомненно, почерпнули из него немало интересного и нового. Помимо знаний о функционировании дыхательной мускулатуры и точках фокусировки звука, для меня таковым стало еще и понимание того, насколько много дает совмещение и синтез различных традиций и методов, о каком бы искусстве не шла речь. |