Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Для чего мы слушаем музыку? Вопрос почти риторический. Эстетическое переживание, наслаждение произведением искусства, желание приподнять настроение, получить сильный заряд энергии или, наоборот, хороший фон для спокойной медитации – все это заставляет нас вновь и вновь внимать звукам, доносящимся из колонок или наушников. Музыка стала неотъемлемым фоном в нашей жизни, сопровождающим очень многие наши действия, чувства, переживания. То есть основная «сфера воздействия» музыки – это наши эмоции. А это позволяет ее использование в несколько более прикладных и специфических целях. К примеру, без музыки не может существовать одна очень распространенная на сегодняшний момент вещь – телевидение. Представить какой-либо телевизионный виде оряд без музыкального оформления просто невозможно, будь то заставка передачи новостей, музыкальное сопровождение документальной программы или аудио-трек для рекламы. Сопровождая видео ряд, музыка подчеркивает его контекст, облегчает восприятие информации, делая акценты на наиболее важном и «закрашивая» незначительное. Ее значение здесь очень велико, поэтому ответственность на композиторов, аранжировщиков и звукорежиссеров на ТВ ложится огромная. Попробуйте упаковать, к примеру, пресловутую «тему любви» в три минуты – каково? А ведь это вполне реальное требование, с которым можно столкнуться музыканту на современном телевидении. На кону – рейтинг передачи или успех рекламы, и допускать промашки здесь, по крайней мере, обидно. Однако сегодняшний разговор зашел далеко не только об этом. Ирина Илларионова, наша гостья-ведущий, оказалась еще и хорошим музыковедом, причем весьма увлеченным и воспитанным, разумеется, на классической музыке. Последнее, как ни странно, на ТВ сейчас вполне актуально – классика, хоть и в современной обработке, звучит во многих передачах и заставках. Видимо, классические композиторы в свое время насочиняли очень удобную для целей и задач ТВ музыку. И ничего парадоксального тут вовсе нет: сильная эмоциональная окраска, явный смысловой подтекст, хорошая выразительность – именно это очень востребовано на телевидении. Свой рассказ о становлении музыки как дополнения к визуальному действию (начиная с простейших театрализованных постановок) Ирина обильно дополняла проигрыванием разных аудиозаписей. «Гроза» Вивальди, симфонии Шнитке, редкие записи неизвестных ансамблей (мне запомнились «Три О» и «Странные люди») – все это, от мелодий Ренессанса и традиционного фольклора до современного динамичного рока, звучало на семинаре. Весь богатый музыкальный опыт служит основой для обработок разных телевизионных тем. Интересно, что известные композиции, написанные некогда для спектаклей и пьес, могут очень хорошо «ложиться» под видео с, казалось бы, совсем другой тематикой, изменяя при этом свой подтекст. К примеру, в известный фильм «Покаяние», повествующий о мрачной эпохе репрессий 30-х, наилучшим образом вписался «Танец с саблями» из балета «Спартак», передающий мракобесие и ужас тоталитарного времени. Ну и, конечно, всем известный фрагмент симфонии Свиридова, написанный для кинофильма, вполне уместно используется в заставке программы «Время». Это – еще одно преимущество использования уже написанных ранее произведений в телеэфире. Однако для ТВ пишется и множество оригинальной музыки. Так называемые «шапки», «перебивки», треки для титров и так далее – вот наиболее частая работа ТВ-композиторов и аранжировщиков. Сейчас ее значительно облегчает использование синтезаторов и цифровых технологий, благодаря которым исчезает потребность в большом количестве музыкантов и суета с записью и сведением. Музыка в передачах и документальных фильмах занимает более важную позицию, чем в информационных программах. Она зачастую несет серьезную психологическую функцию, повествуя о том, что нельзя выразить текстом. При этом большое значение приобретают не партии на тех или иных инструментах, а разнообразные шумы, звуковые эффекты, имитирующие всевозможные лязги, скрежеты, шарканье, карканье, ветер, дождь и многое другое. Итак, кто же сегодня работает на телевидении, и какими качествами для этого нужно обладать? Во-первых, необходимо работать «под кадр», то есть уметь построить композицию под стать содержанию видеоряда и включить в нее все то, о чем говорилось выше. Уловить эмоцию, воздействовать на определенное чувство, направить внимание, проявить внутренний мир героя, вызвать сочувствие или отвращение.…Согласитесь, задача серьезная, и быть просто музыкантом здесь недостаточно. Во-вторых, на ТВ есть ограничения по хронометражу. В определенное время «упаковать» соответствующую тему – емко, лаконично и понятно, максимально используя глубину и весомость музыки. В-третьих, существует еще масса нюансов, которые следует учитывать: умение работы с сонористикой, коллажом, микширование разных стилей – это и многое другое пригождается в работе на ТВ. Сегодня по традиции LearnMusic не обошлось и без сюрпризов: специальными призами, предоставленными компанией Dynatone, были награждены двое счастливцев-посетителей – Рената Джиганович и Алешин Алексей. Их радостные лица были запечатлены в кадре вместе с Ириной Илларионовой, что послужило хорошим подспорьем для завершения очередного нашего семинара. |