Репортаж: Мыкола Фёдоров
Двадцатый век привнес в музыку множество поистине революционных инноваций, число которых множилось с развитием высоких электронных технологий. Разумеется, адептом-передовиком таких изменений явилась электрогитара – самый распространенный и многосторонний ныне инструмент. Гитара «с начинкой и проводами» стала столь быстро завоевывать сознание музыкантов всего мира, что ее слава затмила многие другие инструменты, эволюция которых, тем не менее, тоже отнюдь не стояла на месте. А ведь и среди них кроется множество чудес, не оставляющих равнодушными даже самих гитаристов. Об одном таком чуде нам рассказали сегодня трое замечательных музыкантов – Феликс Лахути, Виолина Денс и, конечно же, наш бессменный ведущий Александр Лучков.
Электроскрипка… Звучит, казалось бы, практически вероломно. Как! Такой благородный, возвышенный, чувственный инструмент – и что, изволите смешивать его с отвратительными проводами и микросхемами?! Где верность традициям, где историческая справедливость, где культурный эстетизм?..
Но. Почему бы и нет, собственно? И ничего «от лукавого» выглядывать тут не стоит – электричество ничуть не убавляет скрипке благородства и изящества, зато открывает многие, невиданные доселе горизонты.
Однако сначала – пара слов о нашем сегодняшнем госте. Это Феликс Лахути, бойкий коренастый мОлодец и электроскрипач-экспериментатор из команды Funky Land. Феликс заведует интернет-порталом skripach.ru, где публикуется большое количество разнообразной информации об электроскрипке во всяческих ее проявлениях. Портал skripach.ru ведет не только виртуальную активность – его участники организовали специальный фестиваль электроскрипки, который будет проводиться на одной из клубных площадок Москвы уже очень скоро.
Вытворять всевозможные чудеса на электроскрипке – безумные запилы в стиле heavy, басовые джазовые партии, диджейские «кислотные» взвизгивания и так далее – можно при помощи разных современных приборов. Феликс принес и установил вокруг себя целый арсенал таких хитроумных устройств, и в первом же музыкальном номере показал их действенность.
Ритм, озвученный с помощью причмокивающих и «цицкающих» губ и языка, звучная фанковая басовая партия, диджейские эффекты, а поверх этого всего – вокально-инструментальная импровизация, включающая речитатив на основе стихов Пушкина, переведенных на украинский язык…
Ну что тут еще добавить?.. Вот и мы со зрителями были приятно поражены.
Несмотря на весь этот модерн и футуризм, электроскрипка может оставаться изящной и обладать тем самым старинным волшебством, которое так ценят музыканты-классики. Воочию это мы увидели в видеоклипах очаровательной Виолины Дэнс, второго гостя этого вечера. Виолина известна своим стилем, в котором игра в эстрадно-джазовой манере соединяется с современными клубными танцами и дополняется новыми технологиями в обработке звука. Флейтовые наигрыши, чарующие восточные мелодии, проникновенные этнические мотивы – хороший элетроскрипач и на такое способен.
И, тем не менее, в сознании масс электроскрипка занимает пока еще очень непрочные позиции. Убежденность в том, что скрипка – инструмент сугубо классический, во многом предопределяет путь музыкантов, взявшихся за смычок. Однако все же находятся люди, вырывающиеся за пределы этих границ: скрипка в форме «модерн» давно звучит в джазе, фанке, авангардной и другой музыке, причем роль ее там подчас очень ярка. Но до сих пор значительная часть аудитории не воспринимает в полном объеме красоту и серьезность такой роли скрипки.
Отсюда и бросающаяся в глаза несправедливость – электрогитаристы переполняют планету, а их соратники-скрипачи довольствуются гораздо меньшим. Но ведь тем и интереснее, не правда ли?
Разумеется, интереснее, особенно для людей с богатым воображением и смелых экспериментаторов. Да, с электроскрипкой таким есть, где развернуться: современные технологии снятия и обработки звука, развившиеся в основном для гитар, являют собой ценный источник новых возможностей. Тут и процессоры, и компрессоры, и эквалайзеры, а также много других технологичных штуковин. Ограничений здесь практически нет – берите, что нравится, и двигайтесь, куда хочется – гитарные «прибомбасы» отлично подходят для электроскрипки, открывая небывалый простор для совершенствования.
Получается даже такой забавный парадокс: на заре эпохи электрогитары ее пионеры тщательно старались заделать звук шестиструнки «под скрипку», тогда как в наше время электроскрипачи специально добиваются гитарного звучания. Но этим дело совсем не ограничивается.
«Я стараюсь звучать как ритм-гитара, как духовая секция, как басисты, и вообще делаю скрипку полноценным аккомпанирующим инструментом» - прокомментировал Феликс. Ведущий программы Александр Лучков, к слову, тоже скрипач солидного стажа, продемонстрировал еще одно новшество – скрипку, совмещенную с midi-синтезатором. Несколько щелчков по кнопкам, пара нажатий на педали – и эксперимент становится еще более увлекательным.
В электроскрипках находят упоение и дизайнеры фирм-производителей. Корпуса этих скромногабаритных инструментов делаются столь разнообразных форм, что ошеломляют даже видавших виды скрипачей (например, Лучкова – по его же признанию). Электроскрипки производят и с увеличенным количеством струн. К примеру, на инструменте Феликса имеется добавочная нижняя струна – альтовое до, что оригинальным образом вписывается в строй инструмента. Иногда (что характерно большей частью для мастеровых работ) электроскрипки снабжаются «начинкой» – регуляторами тембра, громкости, эквалайзером и т.д., или имеют также полый резонирующий корпус.
И все же электроскрипка сохраняет традиционность, притягательность, красоту своего классического предшественника. Лично для меня в ней даже больше чего-то магического и интересного, чем в более прямолинейной и заполонившей все гитаре. Незаслуженно забытый (вернее – подзабытый), обособленный, живущий где-то чуть поодаль от общего бурного цветения, этот любопытный инструмент – электроскрипка – безусловно, ожидает сегодня своего большого и замечательного будущего.