Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Мыкола Фёдоров. Есть в современной музыке немало любопытных и интереснейших явлений. Бывают и вообще уникальные, зародившиеся в результате тонкого, порой почти нелепого, но весьма удачного стечения обстоятельств. Думаю, не будет преувеличением сказать, что gypsy-jazz – музыка как раз такого порядка. Этот диковинный сплав, органично соединивший в себе, безусловно, все самое лучшее из джаза с романтикой цыганской вольницы, не получил широкого распространения, хотя и необычайно радует слух любителям музыкальных неординарностей. Чтобы поближе познакомить публику джазом-мануш (еще одно название жанра), на очередное воскресное заседание LearnMusic был приглашен Петр Маланов, опытнейший гитарист и авторитетный исполнитель сего необычного стиля. На пару с Петром сегодня выступал его соратник Сергей Джелакаев. Начало музыке gypsy-jazz положил гитарист Жан Батист «Джанго» Рейнхардт (Jean Baptiste Django Reinhardt). Эта история наглядно подтверждает, насколько внезапно «случай, бог-изобретатель» может изменить ход событий. Рейнхардт, будучи изначально банджистом, пережил серьезную травму руки, однако не захотел расставаться с музыкантской деятельностью. При его умении комбинировать жгучий, разноцветный дух цыганщины с джазовыми ритмами 30-х годов это привело к рождению нового стиля. В итоге в цыганском джазе явно прослеживается несколько «банджовая» манера исполнения, а фразировка выстроена от ограниченной возможности пальцев. Первое, что бросилось в глаза с самого начала семинара – это своеобразный габитус гитар, на которых играли Петр и Сергей. Необычной формы резонансное отверстие, высокая постановка и сильное натяжение струн, объемный корпус – такие особенности отличают цыганскую джазовую гитару от прочих. Кроме того, она обладает немного «урезанным» снизу диапозоном – для более экспрессивного звучания на фоне контрабаса. Джаз-мануш характеризуется массой отличительных особенностей исполнения. Многие из них мотивированы требованием играть как можно громче, ведь традиционно gypsy-jazz исполнялся на открытом воздухе, в общественных заведениях, таборных весельях, и это в «доэлектрические» времена. Медиатор используется необычайной толщины – сам Петр играет аж 5-миллиметровой «пластмасской». Своеобразна постановка правой руки: кисть ее свободно «висит», как при классической игре, и задействуется целиком, вместе с предплечьем. Движение ее – винтообразное, круговое, с явной изюминкой знаковой цыганской прыти. Отсюда и усиленная ритмичность стиля, привязанность к сильной доле. Акцент всегда делается энергичным движением кисти вниз; но, что характерно, ему обязательно предшествует эдакий короткий хлесткий форшлаг, когда струны защипываются снизу вверх. Это придает звуку особую энергию и горячность. Тут, опять же, помогает особенность специальных гитар – повышенная динамичность диапазона, способствующая сильной раскачке звука. Как ни странно, в целом похожие гитары «Джамбо» и «Дредноут» для исполнения джаза-мануш непригодны: они попросту не выдерживают столь экспрессивного исполнения, и их струны, вместо звона, дают лишь суховатый треск. В джазе-мануш активно используется трогательные arpeggiо, яркие apoyando, гаммаобразные пассажи и хроматизмы. Многие ходы, перенятые из традиционного джаза, здесь несколько трансформированы, подчинены усиленной ритмике и обладают упрощенной фразировкой. Еще один хитрый прием – повышенная шестая ступень гаммы; порой применяются и пульсирующие, глубокие vibrato. Учиться цыганскому джазу не так-то просто, каким бы упрощенным и «уличным» он ни казался. У Петра, по его словам, на это ушло около четырех лет. Рассуждая о процессе овладения джазом-мануш, Петр особое внимание уделил снятию (копированию) как отдельных приемов, так и целых произведений с композиций известных деятелей. Хрестоматийными можно считать материалы таких музыкантов, как вышеупомянутый Джанго Рейнхардт, а также Angelo Debarre, Bireli Lagrene, Dorado Schmitt и особенно репертуар коллектива Rosenberg Trio. Важен сам процесс «съемки» - ведь пока добьетесь нужного, переберете столько сочетаний нот, что практически неминуемо найдете нечто новое и интересное, пусть и далекое от снимаемой мелодии. Тем не менее, исполнение gypsy-jazz`а явно идет на пользу гитаристу. Вряд ли найдется хотя бы одно настолько же «ритмозависимое» джазовое направление. Акустический саунд и прикрепление к четкой несложной ритмической структуре делает любые промашки очень заметными, что заставляет гитариста с предельным вниманием держать такт. Ясное дело, это очень дисциплинирует ритмику музыканта. А характерное положение правой руки делает ее более раскованной и активной – согласитесь, качество далеко не последней важности! На семинаре, по обыкновению, состоялся и розыгрыш призов. Дисконтную карточку сети магазинов Dynatone получил Дмитрий Алексеев, а набор гитарных струн LaBella достался Максиму Ларину. Помимо этого, Петр представил центр музыкального образования «Эстетика», где он преподает акустическую гитару. Конечно, на своих уроках он не обходит стороной и диковинный gypsy-jazz, этот энергичный и трогательный, овевающий романтикой кочевой старины и увлекающий сильным ритмом и звонкой гармонией, этот необычайный jazz, будто доносящийся из шатровой пестроты раскинутого в поле вольного табора. |