Learnmusic -  программа поддержки музыкального образования Написать письмо   
Форум Педагоги Записаться на Семинары О Программе Партнеры Для Музыкантов Обратная Связь
Видео с семинаров
Мы в Контакте
LearnMusic community


Поиск по сайту:



 




Harp: в преддверии новой волны

Выразить свое мнение и прочитать, что думают другие можно здесь...
Александр Братецкий
Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике
вс. 06 декабря 2009, клуб Bilingua

Репортаж: Мыкола Федорофф

       По не очень понятным причинам популярность губной гармоники в России, несмотря на небывалую компактность и материальную доступность, остается пока невысокой. Однако интерес к этому инструменту среди наших музыкантов с каждым годом все крепнет. Еще бы, ведь едва ли найдется инструмент, настолько же ярко и живо звучащий, настолько же энергичный и мелодичный, настолько же удобно перевозимый и неприхотливый, чем хрипловатый, звонкий блюзовый harp.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Свидетельство нарастающей волне «харпомании» – внушительное число посетителей воскресного семинара LearnMusic, посвященного именно этому замечательному инструменту. Речь вел мэтр губной гармоники в России Александр Братецкий, направление беседы подправлял ведущий Владимир Родионов, а аккомпанировал Александру басист Евгений Санчилло.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Александр застал еще те дремучие времена, когда в некоторых столичных магазинах только-только появились первые гармошки. То были подозрительные китайские диатоники и первые импортируемые модели Hohner MS. Чуть погодя рухнул железный занавес, подставив внезапный постсоветский бардак потоку зарубежных явлений самой разной природы. Одной из мощнейших была безудержная струя музыки и музыкальных инструментов, принадлежностей, аппаратуры, технологий. Начался блюзовый бум, во время которого Александр с группой Blues Rhythm Section встали в авангард харп-движения России. Сейчас Александр работает в нескольких проектах, а также занимается преподавательской деятельностью. Лучшего знатока данной темы для семинара отыскать было бы сложно.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Началось все, конечно, с музыки. Сразу же Александр показал, что диатоника в ключе До – инструмент широчайших возможностей, и совсем  не ограничивается сразу приходящим на ум традиционным блюзом в духе Роберта Джонсона. Психоделические  чарующие бенды, плавная мелодия, приправленная легкими реверами, и глубокая бас-партия тучного, маститого Санчиллы. Коктейль впечатляющий. Ну а после – после начались разговоры, не менее впечатляющие и интересные.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Чтобы стать блюзовым харпером, не обязательно учить ноты и играть на других инструментах. Необходимы лишь слух и стремление, желателен, конечно, талант. А вот чтобы играть более сложную музыку, сочинять собственные композиции, следует все же хорошенько знать теорию. Но есть еще один нюанс: исполнение на губной гармонике, в отличие от большинства других инструментов, не связано с каким-либо визуальным сопоставлением: ни клавиш, ни клапанов, ни ладов. Весь инструмент – у харпера во рту. Поэтому визуализацию он проводит исключительно в воображении.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Можно представлять себе клавиатуру фортепиано, можно гитарный гриф со струнами. Но у Александра все обстоит несколько более сюрреалистично: во время игры ему видится объемная хроматическая спираль, каждый виток её – нота, от которой строится лад. Что и говорить, губная гармоника отлично развивает воображение.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Изначально диатонический харп был инструментом довольно простым. Грубо говоря, в отверстия с 1 по 3 (реже 4) играли аккомпанемент, с 4 по 7  – мелодию, иногда запрыгивая на 9-10 дырки. А потом уже появились бенды, передувания (овербенды), тремоло, различные приемы с использованием рук и особые дыхательные техники. Гармошка стала звучать разнообразнее, гуще, интереснее. Сейчас диатонику применяют в блюзе, роке, свинге, классике, фолк-музыке и всевозможных смешанных и переходных жанрах.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Понятие «бендинг» является, пожалуй, самым употребляемым в мире харперов. Именно исполнение бендов стало мощным двигателем распространения губной гармоники. Бенд – это тенденция легато, плавное или рубленное, мелодичное перетекание нот хроматического ряда, красивое и открывающее множество перспектив. Овербенд – это другое. Это яркий, эффектный скачок, добавляющей партии драйва и пронзительности. Без овербендов нельзя представить лихого блюзового соло или проникновенной мелодии в протяженной рок-композиции.  

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Губная гармоника, в противовес остальным духовым инструментам, позволяет музыканту дышать, не прерывая игры: язычки ее звучат как на выдохе, так и на вдохе. Но это вовсе не дает харперу возможность для попустительского отношения к своему дыханию. Этой важнейшей составляющей следует уделять много внимания. С другой стороны, чрезмерное перенапряжение оборачивается массой «зажимов», препятствующих нормальной игре.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Вместе с правильным дыханием харперу важно помнить и о резонирующей функции своего организма. По сути, все его тело является резонирующим корпусом инструмента, подобно деке гитары или корпусу рояля, оживляющих вибрацию струн. Александр особо заострил внимание на блоках, из-за которых «гасится» нормальный резонанс. Чаще всего этот блок (мышечный) возникает у неопытных гармонистов в области горла. В результате «звучит» лишь ротовая и носовая полости, голова, верхние дыхательные пути. Стоит лишь открыть этот блок – и запоют грудь, легкие, живот, что наполнит музыку глубиной и тембральным разнообразием.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Большое значение имеет работа руками. Здесь Александр провел простой, но удивительно показательный опыт: проговаривая в микрофон счет 1-2-3-4, он то складывал ладони рупором, то говорил почти в кулак, то вовсе без рук. Окраска звука менялась кардинально. Так же и при исполнении на гармонике: ловкость кистей позволяет предавать звучанию совершенно разные оттенки – хорошо известное нам из блюза «кваканье», густые, сильные «волны» и легкие, прозрачные трели.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Наверняка вы и ранее замечали привычку харперов таскать с собой целый патронташ, набитый десятком-другим гармошек. Несмотря на кажущуюся «понтовость» такой привычки, она имеет под собой рациональное основание. Дело в том, что звучание  каждой модели инструмента специфично своим тембром, набором обертонов. И если даже две гармоники в одном ключе (положим, тот же До maj) зрителю слышатся примерно одинаково, то для исполнителя это «примерно» представляет собой огромную разницу. Ведь слышит он не только ухом, но еще и через кости, и через плоть. Александр носит с собой примерно 30 инструментов,  и все они бывают востребованы, а некоторые он берет специально для специально отведенного места в конкретной композиции.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Губная гармошка, конечно, штучка не вечная, и, увы, довольно быстро изнашивается. Средний срок службы ее – около полутора-трех лет в зависимости от типа дыхания, интенсивности эксплуатации и множества прочих факторов. Особой живучестью и функциональностью Александр отметил произведения компании Hohner. Однако, не поддаваясь фанатизму, он прагматично заявил: «Я не привязан ни к маркам, ни к легендам, главное – чтоб инструмент был рабочим и звучащим».

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс


       Именно такой харп был сегодня разыгран среди посетителей мастер-класса. Новенький «хонеровский» «Silver Star» достался Максиму Максимову, а Константин Иванов получил дисконтную карту сети магазинов Динатон. Что ж, остается надеяться, что племени харперов в нашей стране скоро прибавит, и звуки замечательной музыки, сыгранной с помощью этого инструмента, дойдут до душ широкой публики и найдут достойное признание.

Александр Братецкий - Базовая техника игры на диатонической губной гармонике. От дыхания до овербендов. Подробная теория и применение в практике научиться играть и петь мастер-класс







RTU.ru - каталог российских предприятий


1.202