Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Мыкола Фёдоров Паулиньо Гарсия, седовласый бразилец с приятным бархатным голосом и глубоким взглядом, уже проводил мастер-класс в рамках программы LearnMusic летом текущего года. Но ничего не помешало ему посетить нас второй раз – более того, этот семинар собрал заметно больше посетителей и прошел в более неформальной, уютной обстановке. А ведь именно такая атмосфера, душевная и располагающая, наилучшим образом подходит для музыки, которую принес нам Паулиньо. Ее плавная, гарцующая мелодия, ее мягкий, но увлекающий ритм, ее странная легкость и приятность будто сами нашептывали – это босса-нова. Паулиньо, известный джазовый гитарист и вокалист-импровизатор, попал в нашу страну благодаря проекту Chicago-Moscow Music. Руководительница этого проекта, Марина Каренина, организует для Гарсии всевозможные мероприятия, на которых сопровождает его и помогает переводчиком. Разумеется, она присутствовала на сцене вместе с ним и на этот раз. Надо заметить, что мороз в этот день был весьма крепким, и композиция, с которой Паулиньо начал рассказ, оказалась замечательным способом мягкого отогрева. Не зря же эта музыка восходит своими корнями в залитую солнцем тропическую Бразилию! Главная особенность всякой бразильской музыки состоит в том, что она формировалась под влиянием многих совершенно разных культур. В общем говоря, мелодия в ней имеет европейское происхождение, ритмы же пришли из Африки. Вместе они составили гармоничный, красивейший сплав, которым население планеты наслаждается до сих пор. Очень много внимания Гарсия уделил именно ритмам бразильской музыки вообще и босса-новы в частности. Впрочем, последнюю к чисто бразильским течениям относить не стоит: босса-нова, хоть и основывается на латиноамериканских ритмах, не представима без гармоний классического американского джаза. Итак, ритмы. Именно благодаря их африканскому происхождению в бразильской музыке важнейшее место занимает синкопирование и ударение на вторую долю. Это, в свою очередь, привносит в музыку особое неповторимое звучание, свободное, легкое, и поэтому столь ценное в танце. В босса-нове синкопирование представлено обильнее, чем в каких-либо еще стилях. Ритм ее основывается на ритме самбы и байау, но чуть-чуть видоизмененном. Ударение, как и в самбе, делается на 2 и 4 доли, причем самой сильной и значимой является вторая. Первая доля примечательна во втором такте: ударения на нее не происходит, зато делается некоторый отдых, оттягивание ритма, после чего следует синкопа. Типичная размерность босса-новы – 2/4. Все это делает мелодию свободной, текучей, переливающейся, легко развивающейся Такие особенности нелегко освоить европейским музыкантам, привыкшим ставить ударение на первую долю. По словам Паулиньо, это нередко досаждает в студийной работе. Интереса ради он решил проверить и нашу публику: исполняя на гитаре классический «боса-новный» аккомпанемент, он попросил нас отхлопывать ритм. Через некоторое время в зале поднялась забавная какофония, среди которой Гарсия услышал несколько линий, близких к правде. Что и говорить, русским ушам тоже придется немного переучиваться! Примечательно, что в босса-нове синкопируется и басовая партия. Даже классический вальсовый рисунок Паулиньо «подгоняет» под бразильскую ритмику: уделяя внимание второй доле, он представляет, что играет не на 2/3, а на 6/8. Поэтому и мелодия течет по-другому, более мягко и свободно. Что же касается мелодики, пришедшей в босса-нову из джаза, то здесь она практически не претерпевает изменений. Это те же саамы джазовые аккорды, которые приобретают особое своеобразие благодаря ритмическому рисунку. Кстати, в бразильской музыке, как ни в какой другой, очень важны не только сами ноты, но и тишина, пауза между ними. Единственным инструментом Паулиньо на этом мастер-классе была классическая гитара вполне привычного облика, однако и этого оказалось вполне достаточно для яркого рассказа и чудесной музыки. Гарсия же больше всего любит бас-гитару, которую он начал осваивать еще подростком. К тому моменту за его плечами уже был опыт барабанщика, а чуть позднее он взялся за акустику. Теперь, исполняя на классической гитаре, он умудряется изобразить на ней звучание целого бэнда. Не прекращая басовой линии, он строит мелодию, а всевозможными пальцевыми ловкостями отбивает ритм. Начинающим гитаристам Паулиньо посоветовал больше прислушиваться к внутреннему голосу, к своему сердцу, к своей индивидуальности, дополняя ими уроки, полученные от мастеров. Важно конструировать свое видение музыки и не подчиняться вслепую только лишь жанрам и традициям. До окончания семинара Паулиньо еще успел рассказать и показать немало всего интересного. Он исполнил еще две замечательные композиции, в том числе и с его недавно вышедшего диска, премированного «Грэми». Поделился секретами владения огромными аудиториями, перед которыми, насчитывающими более 10 (!) тысяч человек, ему приводилось выступать. Ответил на множество вопросов от посетителей, поведал о предстоящих мероприятиях. И, естественно, определил двух сегодняшних призеров. Ими стали Юрий Тихонов и Мидонов Александр, получившие на память фирменную майку LearnMusic и дисконтную карту Динатон. |