Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Видео с семинара Вы можете поставить код плеера с этим семинаром на свой сайт: Репортаж: Мыкола Фёдоров Электрогитара вот уже несколько десятков лет остается главным символом современной музыки, и несмотря на эту сверхпопулярность, ею по сей день заболевают все новые и новые начинающие музицировать индивидуумы. Слишком уж разнообразен и притягателен мир, открываемый этим инструментом, слишком многозначительно сотворенное им прошлое и слишком заманчиво его будущее. И не зря на семинары, подобные сегодняшнему, исправно приходят посетители, причем совершенно разных возрастных категорий. Михаил Лисов, эксперт по музыкальным инструментам в компании ДинаТон и гитарист экспериментально-авангардной группы Aerojazz, выставил перед собой в ряд несколько наиболее известных моделей электрогитар, вооружился примочкой и необходимым запасом слов и сублимировал все это в емкое, лаконичное повествование, в котором поведал о первостепенных необходимостях, без которых начинающему гитаристу не обойтись. Обзор типичных представителей семейства электрогитар Михаил начал, разумеется, со знаменитого «Стратокастера» – классического «двухрогого» рок-н-ролльного красавца, благодаря которому в свое время прославились и Джимми Хендрикс, и Эрик Клэптон, и десятки других музыкантов разнообразных направлений рока и блюза. Классический «Страт», изначально выпускаемый (и вообще, разработанный) компанией Fender, снабжен тремя звукоснимателями типа Single, придающими ему столь ценимый соло-гитаристам чистый «стеклянный» звук. Вторая по масштабности фигура – это, несомненно, «Лес-Пол». Производимый, как правило, из более плотной древесины (клен, бук, красное дерево и т.п.) и имеющий заметно более объемный корпус, он не только явно обгоняет «Стратокастер» в весе, но и обладает более плотным, насыщенным звучанием, во многом обусловленном характерными звукоснимателями Humbucker. «Лес-Пол» изначально был изобретением фирмы Gibson, однако за короткое время, подобно своему вышеописанному собрату, стал классикой. Затем последовала демонстрация еще одного, более брутального «Стратокастера», призвание которого – настоящий суровый «тяжеляк». Этот представитель фирмы Jet отличался от первого (который был от Flight) неклассическим для «Стратокастеров» набором звукоснимателей, благодаря чему его звук приближался к саунду «Лес-Пол», но сохранял при этом ценные «родные» для «Стратокастера» черты. Говоря об электрогитарах вообще, нельзя не упомянуть полуакустические джазовые «Холлоу-Боди». Именно они имеют наиболее эстетичный и помпезный облик: широкий и очень округлый корпус, утонченные вырезы по краям выпуклой деки, резной гольпеадор. «Холлоу-Боди» хорошо звучит через аппаратуру – он сохраняют объем звука (благодаря резонирующей полости), но при этом, должным образом перегруженные, могут давать вполне роковый саунд. «Ну чего, теперь о блюзе?» – полушутливо спросил Михаил, завершив экскурс в электрогитарную типологию и морфометрию. Ответом стал дружный многоголосый отзыв посетителей, утверждавший их безоговорочное согласие. Удивительно, как буквально за последние несколько лет музыка blues переросла из полузабытого архаизма, ценимого по большей части лишь ностальгирующими любителями «старого-доброго», в популярнейшее и буйно развивающееся направление, активно подхватываемого молодыми музыкантами. Интерес к блюзу возрастает сегодня подобно снежному кому, и неудивительно, что посетители нашего семинара оказались столь восприимчивы к данной теме. Самое главное в блюзе – это, разумеется, пентатоника – пятиступенчатый звукоряд в пределах одной октавы. Строится она путем исключения из полного звукоряда двух ступеней. К примеру, в пентатонике Ля Минор, как показал Михаил, исключается 2 и 6 ступени, а оставшиеся пять, несмотря на столь, казалось бы, ограниченное количество, послужили основой для огромного количества современной музыки. Остальное музыкальное многообразие, извлекаемое из этих пяти ступеней, достигается благодаря манипулированию фразами, паузами, бендами и прочими вариантами звукоизвлечения, а также соотношением длительности нот. Минорные пентатоники особенно прижились в нашей стране, оказавшись необычайно близкими русским душам. Мажорные пентатоники, без которых непредставим блюз, открывают больше разнообразия, более вариативны в исполнении (например, в них можно вставлять и минорные ступени) и отлично подходят для импровизаций. Другое понятие, неразрывно связанное с блюзом – это квадрат. Блюзовая квадратность – 12-тактовая, что и отличает блюз от традиционного 16(32)-тактового квадрата. Пентатонику Ля Минор в блюзовом квадрате Михаил исполнил следующим образом: 4 такта – ля минор, 2 – ре минор, потом снова ля минор 2 такта, 1 такт ми мажор, 1 – ре минор, и последние 2 такта – либо опять ре, либо повышение в ми мажор. Вообще, на последней (пятой) ступени, включающей 11 и 12 такты, можно вырисовывать всевозможные «фишки» и «выкрутасы», дабы придать партии большую выразительность и яркость. «Вот у нас три аккорда, вот он весь блюз» – подытожил Михаил. Снова пересчитав такты и ступени, мы пробежались еще по нескольким нотам и пентатоническим звукорядам. Все становится гораздо яснее, когда понимаешь эту схему и в дальнейшем отталкиваешься уже от нее. Обсудив еще различные подробности, касающиеся древесины, датчиков, накладок, чехлов и струн, мы перешли к награждению сегодняшних победителей. Ими стали начинающая гитаристка Наталья, которой достались струны Hard Rockin' Steel #11, и Николай, забравший дисконтную карту Dynatone. |