Репортаж: Мария Волкова
Несмотря на то, что стояла невыносимая жара и была суббота, народ нашел в себе силы приехать на семинар, посвященный губной гармонике. Я бы тоже отказалась от поездки на дачу и пришла (собственно, я это и сделала), ибо гостем семинара был ни кто иной, как сам Александр Братецкий. Талантливейший музыкант, один из единственных, на мой взгляд, у нас в стране, кто в совершенстве владеет игрой на губной гармонике, автор практических пособий по игре на губной гармонике, сейчас сотрудничает с не менее интересным музыкантом Евгением Санчилло. Долго можно перечислять его достоинства, но вот хочется добавить, что это еще честный и порядочный человек – вернул таки Александру Лучкову бутылку коньяка, которую должен был целых три года!
![](../imgreport/lm20100521122929.JPG)
Ближе к делу. К сожалению, в России мало распространен этот инструмент, и как таковых школ по обучению на губной гармонике нет. Информация, выложенная в youtube или других блогах, недостаточна для того, чтобы стать профессиональным исполнителем, да даже для начинающих этого мало.
А в 90-е и интернета не было в таких объемах, как сейчас, и информации никакой, и все московские люди (в том числе и Владимиров Михаил), когда начинали играть на этом инструменте, учились, как могли – в меру своих способностей и возможностей. Поэтому и звучат по-разному.
И все, что нам рассказывал Александр на семинаре, основывается исключительно на его методологических наработках (все же 9 летний стаж преподавания и высшее медицинское образование дали о себе знать).
![](../imgreport/lm20100521122514.JPG)
Семинар начали с разговора про дыхание.
Почему дыхание? Это самое главное при игре на губной гармонике, но почему-то, дыханию мало внимания уделяется при обучении. Это физиологический процесс, который нельзя увидеть, его можно понять только через свои ощущения. Не плохо еще знать и строение дыхательной системы. О чем вкратце было рассказано Александром.
К хорошему, полноценному, проработанному дыханию вас приведет диафрагма. Это такая мышца в брюшной полости. Чтобы понять, как же она работает, нужно представить себя насосом или шприцом! Колба – это ваша грудная клетка, то, что надевается на колбу (шланг либо игла) – это ваш рот, поршень – это диафрагма. Но поршень сам по себе не двигается, для этого нужна некая сила. У нас эта сила находится в области живота, в мышцах пресса. Когда вы приводите эти мышцы в движение, диафрагма опускается, легкие расширяются – происходит вдох. Вы поджали живот, диафрагма поднялась, легкие сжались – произошел выдох.
Вот хорошее упражнение, с помощью которого, можно почувствовать правильную работу диафрагмы.
Глубокий плавный вдох – задержка (на сколько хватит, главное не стать таким же синим, как рубашка Александра Братецкого) – плавный выдох – сразу же плавный вдох – снова плавный выдох – задержка (повторяю, не надо ставить рекордное время по задержке дыхания – его уже поставили) и закончили упражнение.
В этот момент должен произойти самопроизвольный вдох, вы ощутите упругость, наполненность низа живота, а потом толчок дыхания вверх.
![](../imgreport/lm20100521123104.JPG)
![](../imgreport/lm20100521123117.JPG)
Механизм действия. Когда вы не дышите, происходит кислородное голодание, и через некоторое время поступают импульсы из головного мозга, типа, «эй, чувак, пора дышать – мне воздуха не хватает» и тут-то срабатывает произвольный вдох. Вот то ощущение, что вы должны получить от этого упражнения, и есть правильная работа диафрагмы.
При игре на губной гармонике вам придется использовать такие приемы звукоизвлечения, как legato и staccato. Чтобы они получались, можно делать следующие упражнения.
На legato :
Упр.1:1. Положите одну руку на ребра, другую на живот (чтобы контролировать дыхание – оно должно быть полным), 5 секунд плавный вдох – 5 секунд плавный выдох.
![](../imgreport/lm20100521123237.JPG)
Упр. 1:2. Тоже самое, только выдох в два раза длиннее. Постепенно увеличивайте время.
На staccato:
ВНИМАНИЕ! Эти упражнения лучше делать с преподавателем!
Упр.1. активный выдох – пассивный вдох (самопроизвольный)
Упр.2. активный вдох – пассивный выдох (самопроизвольный)
Упр.3. губы сжаты, на одном выдохе делаем короткие толчки животом, получается звук, похожий на зов слона.
![](../imgreport/lm20100521123018.JPG)
Было рассказано, как выполнять такие элементы, как блокировка, передувание (овербенд), бенд, свисток. Но для Александра техника – не цель, для него важно прежде всего звучание. Все основано на ощущениях, даже при выборе инструмента он не равняется на других музыкантов, а выбирает то, что ему ближе, удобней.
В очередном розыгрыше призов от фирмы Dynatone выиграли Кириллов Сергей (губную гармонику) и Гольцман Алексей (дисконтную карту).
![](../imgreport/lm20100521123156.JPG)