Репортаж: Мария Волкова.
И снова, друзья, произошла интересная и плодотворная встреча с одним из лучших харперов страны – Александром Братецким. И снова я не поехала на дачу и те, кто пришел на семинар, ибо проведенное время с пользой с таким замечательным человеком куда лучше всякого отдыха. Это говорю я, которая не умеет играть на губной гармонике, но которая через пару таких встреч научится это делать.
На предыдущем семинаре рассказывалось преимущественно о дыхании, а на этот раз внимание было уделено больше технике игры на губной гармонике и развитию точной артикуляции. Начали с бендов и передувания. По большому счету это одно и то же. Здесь имеет значение только правильное повышение или понижение высоты тона. Для чего берутся бенды, для чего берутся передувания? Многие люди, взяв впервые в руки губную гармонику, видят в ней всего лишь веселую звучащую коробочку, а то, что на этом инструменте можно сыграть три хроматические октавы – мало, кто об этом задумывается! Вот как раз правильно взятые бенды и правильно отработанные передувания приводят к тому, что вы из диатонического инструмента (а Александр играет исключительно на диатонической гармонике) можете извлечь хроматические октавы. И этого достаточно для того, чтобы полноценно сочинять, полноценно что-то исполнять. И простая идея, которую просто необходимо усвоить всем, кто желает играть на губной гармонике: бенды и передувания – это не фишечки, это то, чего вам не хватает для хроматической гаммы во всех трех октавах.
Что такое бенд. Бенд – это понижение звука, некая техника, которая вам позволяет брать ноту путем изменения высоты тона в сторону понижения. Ровная, плавная артикуляция и ровное дыхание – это то, что вам нужно для извлечения бендов. С передуванием тоже самое, разница лишь в том, что звук не понижается, а повышается и в том, что бенд – это некая тянучка (легато, глиссандо) от ноты к ноте, а передувание – отдельно взятые ноты. Технику извлечения бендов и передувания, к сожалению, письменно трудно передать. Нужно было приходить на семинар и все своими глазами и своими ушами увидеть и услышать. а вообще, чтобы начать играть бенды и передувания, необходимо сначала научиться играть блокировкой.
А теперь о методах, которые приведут вас к выполнению точной артикуляции. Для начала очень хорошо использовать те группы упражнений, которые применяются актерами или же на психологических тренингах – просто корчите рожи. При этом происходит напряжение, расслабление, напряжение, расслабление и после некоторого времени мышцы лица разогреваются, как бы расплавляются, размягчаются и в конце этого упражнения наступает то самое рабочее состояние артикуляционного аппарата, при котором вы сможете свободно и легко играть на губной гармонике. Следующее, что можно делать (для отработки блокировки) – это кончиком языка дотрагиваться до верхних зубов или между зубов на согласную «Т» (получается такая мягкая пулеметная очередь «т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т»).
Еще один очень необычный, но действенный способ развития артикуляции и расслабления гортани. Это игра на варгане. Желательно, чтобы он был не очень низким по звучанию, а больше с режущими интонациями. И нужно правильно пользоваться этим инструментом, иначе можно все зубы разбить.
Если у вас хорошая артикуляция, и играете полноценной блокировкой, то передувание, бенды у вас получатся легко и пользоваться ими будете свободно.
А вот и счастливые обладатели призов. На этот раз подарки были и от компании Dynatone (губная гармоника Hohner Silver Star и дисконтная карта) и от Александра Братецкого (абонемент на занятия к Александру и видео курс по обучению игре на губной гармонике, автором которого является наш сегодняшний гость).