Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
репортер: Татьяна Мельникова 2-го ноября в Концертном зале «Гнесинский на Поварской» своё мастерство продемонстрировал Роман Ломов – московский музыкант, мультиинструменталист, участник большого количества этно-проектов, в числе которых гр. «Иван Купала», Московский Хор рожечников, этно-трио «Городец» и др.). На концерте зрители воочию могли познакомиться с четырьмя семействами народных инструментов: В начале своего выступления Роман заметил: «Чем больше вы знаете иностранных языков, тем больше вам это пригодиться. Так же и с инструментами». Знакомство с этно-раритетами началось с игры на рожке, с помощью которого пастухи во Владимирской, Ярославской и Костромской губерниях пасли коров (-повышая удои – Р. Л.;) и даже подавали сигналы опасности. В конце 19 века образовывались т. н. рожечные артели. Самой известной из них был ансамбль «Хор Владимирских рожечников п/у Николая Кондратьева». Забавные названия у разновидностей рожка – «бас», «полубасок», «визгунок». Далее последовали свистковые духовые. Представителей этого подвида довольно много, поскольку изготовить их мог практически каждый. Тут и глиняные свистульки, и свирели, и двойчатки. Магическим тембром всех заворожила безладовая обертоновая флейта калюка. В старину она изготовлялась из полой травы, а сейчас вполне уместен подручный материал в виде пластиковых трубок :). На Руси окарина называлась «свистулька» и неизменно сопровождала многие обрядовые праздненства. Оттуда берёт своё название обряд «свистопляска» - сакральное действо изгнания злых духов во время поминовения усопших. Знакомство со струнными началось с балалайки. Существует несколько версий об ее происхождении. Одно их первых упоминаний о балалайке встречается при Петре I. В отличие от современных, классических инструментов с квартовым строем, в деревнях был распространен мажорный (трезвучный, «гитарный») строй, более удобный для аккомпанемента. Былинный инструмент гусли – яркий представитель эпического жанра народного творчества. Арфовая разновидность интересна наличием долбленого окошка в корпусе, в которое вкладывается левая рука с тыльной стороны инструмента. Самозабвенное соло на гуслях логично завершилось… обрывом струны! Отделение «Russian Percussion» открыл пастуший барабан, выполнявший в Поволжье ту же функцию, что и владимирский рожок в северных областях России. После него зазвучал «тяжёлый металл»: все были удивлены, что с помощью лезвия от косы можно исполнять колокольные перезвоны! Публике не пришлось скучать! Из всех присутствующих Роман наскоро соорудил блиц-оркестр. На сцену вышли 3 смелые девушки, которым были вручены простейшие шумовые – рубель, бубен и шеркунок – и уже через минуту весь зал присоединился к солисткам притопывая и прихлопывая в такт. Гармошечный промысел распространён во многих городах России, в частности -в Туле, Вятке, Нижнем Новгороде, Воронеже. Самая популярная модель гармошки – гармоника-хромка. Рояльная гармошка распространена в южнорусских регионах: Липецке, Воронеже, Ельце. Почти под самый конец Роман исполнил на саратовской гармонике волжские страдания. Финал получился особо торжественным: Роман Ломов посвятил своё выступление юбилею своего друга – Юрия Колесника - художественного руководителя народного хора ГМК им. Гнесиных, поблагодарил дирекцию зала и всех присутствующих за энтузиазм. Музыкант показал себя не только как человек-оркестр, но и как пытливый исследователь, открыв новые возможности и приёмы игры на инструментах, количество которых плавно перевалило за 20... К сожалению, жесткие временные рамки не позволили зрителям задать много вопросов человеку-оркестру. Но дабы компенсировать эту «неустойку» - Роман пригласил всех зрителей на свой официальный сайт (www.romanlomov.ru), где желающие смогут задать вопросы об инструментах, а также найти базу данных мастеров музыкальных инструментов. |