Гость третьего за сегодняшний день семинара легендарный человек, один из лучших аранжировщиков и саунд-продюсеров России - Тарас Ващишин.
Тема была заявлена следующая: "Аранжировка. Звукорежиссура. Секреты мастерства".
Но так как времени, отведенного под семинар, было мало, а тема обширная, Тарас предложил перевести мастер-класс в режим "вопрос-ответ".
Первый вопрос был о том, как лучше организовать процесс создания аранжировки. Должен ли всем заниматься один человек (написание аранжировки, запись музыкантов, сведение, мастеринг, постпродакшн) или же эффективней будет работа в команде, когда за каждый этап отвечает отдельный работник?
Изначально Тарас работал с командой, но в итоге пришел к выводу, что он является профессионалом во всех этих отраслях и ему гораздо проще и удобнее делать все самому, а не перекладывать часть работы на других, а потом исправлять их ошибки. Многие звукорежиссеры, к тому же, не выдерживают его стиля работы, потому что он трудоголик и не уходит домой, пока не доделает работу.
Но, в принципе, работать в команде интересно и весело, если есть полное взаимопонимание.
Следующий вопрос- как правильно пользоваться функцией квантайз (quantize), чтобы набранные миди барабаны звучали как живые?
"Послушать профессионального барабанщика и сделать так же"(Т. Ващишин).
Сначала набранные барабаны надо расставить по сетке, т.е. откавнтовать, а потом сдвинуть некоторые удары по времени в соответствии с тем, как свойственно играть хорошему барабанщику.
Какие произошли изменения в написании аранжировки за последние десять лет?
Как мы знаем, в мире постоянно все меняется, это касается и музыки в том числе. Но некоторые моменты, по мнению Тараса, не изменились. Например, многим до сих пор нравится классика - это красивая мелодичная музыка, с контрапунктами, в простых или сложных формах. Также не изменился состав поп групп: по-прежнему используются барабаны, бас, гитара, клавиши и вокал. Барабаны несут ритмическую функцию, бас - гармоническую и ритмическую, вокал - мелодическую, гитара, клавиши - гармоническую и мелодическую.
Поменялся способ передачи, появились новые модели инструментов, уровень баса стал ниже. Идёт большое взаимопроникновение стилей - поп музыки, рок музыки, R"n"B, альтернативной музыки. Музыка стала быстрее, громче. Если послушать записи успешных поп проектов, то мы услышим очень низкий бас, сжатый на автотюне вокал, синтезаторы, которые буквально "режут пилой", сильно закомпрессированную бочку.
Почему такая огромная разница в прослушивании записи группы и их живого исполнения?
Разница конечно будет слышна. Во-первых, акустика помещений разная (в студии одна, в концертном зале - другая (присутствует гул), во-вторых, может быть неправильно отстроена аппаратура во время живого исполнения, или звукорежиссер крутит не те ручки, в-третьих, используется множество различных приборов усиления и обработки, что искажает звук, теряется его чистота.
Вообще, чем меньше музыкантов, тем больше их звучание будет похоже на студийное.
Очень развернуто Тарас ответил на вопрос, касающийся уровня RMS (Root Mean Square).
На сегодняшний день это самый актуальный вопрос. Сам Тарас очень интересуется им. Года три назад он стал замечать, что со звуком происходит что-то не то. Сейчас звук достиг такой громкости, что и аранжировки все делают очень громкими, в том числе и Тарас.
Когда появились CD, многие продакшн компании стали издавать сборники с разными исполнителями, и обратили внимание, что у всех композиций разная громкость звучания. И субъективно будет казаться, что песня, которая звучит громче - лучше. Встал вопрос, как исправить эту ситуацию. Стали изобретать приборы, которые будут "накачивать" звук.
Если послушать запись на виниле, у вас просто "крышу сорвёт" в хорошем смысле этого слова! Вы вдруг поймете, что вас все эти десятилетия обманывали. Качество звучания совершенно другое. Поэтому Тарас сохраняет мастера всех своих аранжировок, надеясь, что в скором времени произойдет снижение этого самого RMS, и можно будет сделать нормальный уровень звука.
Но сейчас все современные аранжировки испорчены искажением.
И в пример этих самых искажений Тарас поставил прослушать одну из своих фонограмм.
Также поговорили о том как избежать искажения звука во время мастеринга, на каких колонках делать сведение, какие инструменты нужно записывать в моно-, а какие в стерео-режиме, с какого инструмента в мультитреке начинать сведение и еще о многих других интересных вопросах.
И напоследок небольшая хитрость от Тараса Ващишина. Для концертного выступления он не делает мастеринг аранжировки, чтобы все нюансы звучания инструментов сохранились.
И, конечно же, очередной розыгрыш призов от компании Dynatone.