К нам приехал, к нам приехал Тарас Богданыч дааараго-о-ой!
Уже далеко не в первый (и, надеемся, далеко не в последний) раз к нам на разговор об аранжировке и саундпродюсировании заехал замечательный музыкант, композитор, аранжировщик и продюсер - Тарас Ващишин.
Несмотря на то, что день этого крайне востребованного профессионала расписан буквально по минутам (в среднем за день он работает над 3-4 проектами), Тарас всегда охотно откликается на наши приглашения, ибо искренне стремится поделиться своим огромным опытом с молодыми музыкантами.
Достаточно просторный зал клуба Точка Сборки был набит битком.
И это не случайно.
Во-первых, разумеется, многие уже по предыдущим встречам в рамках LearnMusic знают, что наш гость всегда рассказывает много и интересно.
А во-вторых, современная аранжировка - это такая специфическая наука, которой по-прежнему нигде, ни в каком специализированном учебном заведении вас не научат. Поэтому встреча с человеком, который уже много лет в этой стране делает аранжировки звездам первой велечины, и возможность задать ему узко-профессиональные вопросы, конечно же вызвала огромный интерес.
Начал разговор Тарас с того, что когда вы беретесь за аранжировку вы должны очень четко понимать цель, которую вы преследуете.
Если вы занимаетесь творчеством, самовыражением, хотите воплотить какие-либо свои музыкальные идеи, то это одна ситуация - тут у вас полная свобода, используйте какие хотите звуки, ритмы, гармонии, инструменты и т.п.
Совсем другое дело, если вы делаете аранжировку на заказ, т. е. выступаете как производитель ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО продукта. В этом случае к вам будут предъявляться совершенно другие требования. В первую очередь вы должны очень много ЗНАТЬ. Причем речь идет не только, и даже не столько, о различных современных программах, синтезаторах, компрессорах и т. п., а о музыке вообще. Вы должны хорошо владеть, по возможности, несколькими инструментами (как минимум клавишными, гитарой, ударными), вы должны быть гармонически подкованы, понимать из чего состоит музыкальная ткань произведения и, самое главное, у вас должен быть очень широкий кругозор. Вы должны не просто догадываться, а совершенно точно знать - как исполняется музыка в различных стилях, какими диапазонами обладают различные инструменты, как отличался саунд музыкальных коллективов в различные музыкальные эпохи и т. д.
Чем больше вы будете знать, тем быстрее вы найдете общий язык с заказчиком, тем более профессиональный и успешный продукт вы произведете.
После такого бодрящего вступления сразу перешли к ответам на вопросы.
- что лучше Soft или Hard, т. е. что лучше использовать в современной аранжировке - настоящие синтезаторы или их програмные эмуляторы?
Мнение нашего гостя на этот счет (которое мы уже не в первый раз слышим) однозначно - век громоздких приборов прошел. Если вы на слух не можете определить что играет - программа или настоящий синтезатор, значит вам совершенно нет никакой необходимости копить в студии тонны дорогостоящего оборудования, которое постоянно нуждается в отладке, ремонте, настройке и т. п. Гораздо правильнее и удобнее все это иметь в своем компьютере.
- какие частоты дискретизации и битность использовать при записи? (44.1, 48, 96 и т. д.)
На этот счет Тарас сказал следующее: разумеется чем выше частота дискретизации, тем качественне звучат голоса и инструменты, но нужно понимать, на каком носителе вы хотите получить результат? Если вы собираетесь ваш проект выпускать на виниле, то да, безусловно, используйте максимальную частоту, доступную вашему оборудованию. Но если вы микс будете все равно переводить в традиционный формат 44.1 кГц/16 бит, используемый для выпуска CD, радиотрансляции, интернета и т. д. , то нет никакого смысла взвинчивать частоту дискритизации. Все равно при переоформатировании мастера звук изменится. Лучше в этом случае, чтобы переоцифровка была минимальной, сразу писать исходные треки в 44.1 кГц.
Сам Тарас 90% своих проектов пишет в формате 44.1/24.
- насколько важна контрольная акустика (колонки-мониторы), на которых вы отслушиваете проект?
Невероятно важна. После компьютера - это самая важная часть вашего оборудования. А может быть даже более важная, чем компьютер.
Очень большого количества ошибок и неудач можно избежать, имея качественную, дорогую акустику.
Правда не следует забывать, что теперь времена ноутбуков, моб.телефонов и т. д. и потребитель (слушатель) зачастую слушает ваш продукт именно на этих гаджетах, поэтому не поленитесь перед отправкой заказчику отслушать ваш микс и на подобном оборудовании.
- существуют ли технологии, позволяющие загрузить в программу песню в обычном аудио-формате и на выходе получить потрековую аранжировку?
К сожалению, пока не существуют, но ждать, думается, осталось недолго ))
- какие использовать микрофоны при записи и насколько важна цепочка оборудования ДО рекордера?
Цепочка оборудования и микрофоны - это очень важная часть вашего оборудования. Необходимо приложить все мыслимые усилия и добиться максимально адекватного звука при записи инструмента или голоса, чтобы при последующем вписывании его в микс, вам пришлось использовать минимальную обработку. Конечно микрофон, особенно для вокалиста - это штука очень индивидуальная, но с точки зрения аранжировщика или саундпродюсера, самый хороший микрофон - это тот микрофон, который не вносит каких либо, пусть даже минимальных, искажений в первоначальный сигнал. С этой точки зрения, по мнению Тараса Ващишина, микрофон NEUMANN U87 вне конкуренции.
- как выбирать музыкантов, которых вы хотите пригласить на запись? (вопрос от ведущего)
Вот это очень хороший вопрос. Сразу видно, что задает его человек профессиональный. Действительно в наше время, казалось бы, компьютерные технологии позволяют сделать со звуком практически все что угодно. но тем не менее профессиональных студийных музыкантов никто не отменял и вряд ли когда-нибудь отменит. По прежнему, треки, сыгранные живым музыкантом вносят в проект дыхание естественного драйва, прозрачности, легкости и, что не маловажно, взгляд со стороны, что как правило идет на пользу миксу. Кроме того, профессионал сыграет то, что вам нужно гораздо быстрее и с гораздо более правильныи ритмическим ощущением, чем то, что вы наберете в каком-либо эмуляторе гитары или баса. И обойдется это вам, в конечном счете, дешевле. Но музыканта нужно приглашать с умом. Критерии такие: 1. хороший, идеально отлаженный инструмент 2. умение работать именно в студийных условиях 3. умение работать в разных музыкальных стилях (знание их особенностей) 4. немногословность (очень важный пункт) 5. пунктуальность
- что делать, если вам не нравится песня, которую просит сделать заказчик?
Непростой вопрос. В любом случае ни при каких обстоятельствах не сообщать ему об этом. Творцы - они очень ранимые люди, а вкусы у нас у всех разные.
Лучше не браться за такую работу. Сослаться на то, что у вас сейчас много проектов, что вы боитесь не успеть в срок, в крайнем случае (как бы) честно признаться, что вы опасаетесь, что не сможете выполнить работу на должном уровне. Если заказчик продолжает настаивать - назначьте нереально высокую цену. Если продолжает настаивать несмотря ни на что - беритесь за работу. Вы ведь его уже предупредили о возможных последствиях, значит сняли с себя большую часть ответственности. Возможно песня вам со временем и понравится, а деньги уж точно не помешают.
Разумеется мы приводим здесь беседу с Тарасом Ващишиным в значительно сокращенном варианте, но вы ведь понимаете, что лучше все таки один раз увидеть, чем семь раз услышать.
Приходите на следующую встречу с этим замечтельным артистом лично. Не пожалеете!
Призы в традиционной лотерее от компании DYNATONE достались на этот раз
Ларисе Решетниковой и
Андрею Шебашову
Поздравляем!