Форум | Педагоги | Записаться на Семинары | О Программе | Партнеры | Для Музыкантов | Обратная Связь |
|
Репортаж: Магерова Александра Музыка является кратчайшим, самым прямым путем к Богу Хазрат Инайят Хан Когда он поет, кажется, что весь зал причащается к какой-то тайне, какой-то неведомой энергии… И его голос, его душа вылетает на свет и парит, как птица, а ты, словно завороженный, наблюдаешь за этим полетом, мечтая только об одном – подняться и полететь вместе с ней… Его музыка – это Свет, это Откровение и Живительный Источник, который тем больше наполняется, чем больше из него черпают. А делиться есть с кем – родными, любимыми, близкими, многочисленными друзьями, коллегами и студентами… Тем более отрадно, что и программе LearnMusic посчастливилось на мгновение приобщиться к этому Источнику – у нас в гостях побывал замечательный музыкант, певец и композитор Сергей Манукян! - Как сделать так, чтобы учиться было легко и интересно? - Знаете, когда человек учится ходить, он сначала ползает, падает, ищет центр тяжести… ( Хотя… и взрослым людям в определенном состоянии иногда приходится его искать:) И эта история повторяется тысячелетиями, ведь нового способа научиться ходить нет - поэтому и говорить о новых путях обучения музыке мне тяжело. Да, сегодня существует множество всевозможных методик, но в первую очередь педагог должен ЛЮБИТЬ людей, которых он обучает! И, наверное, этот способ самый древний – если этого нет, то никакая методика не поможет. Конечно, музыкальное искусство прогрессирует, но к чему мы идем? К обществу потребления, где человек ничего не может делать – ни руками, ни головой? Всё же хотелось бы, чтобы люди прилагали в своей работе сердце и душу, и создавали на уроке атмосферу любви и доброжелательности – так любая методика будет работать! - А трудно ли любить своих студентов? - Духовный труд вообще самый тяжелый, и любить сложно, хотя бы потому, что ещё никто не отменял леность души. Если человек не тренируется, ничего хорошего не будет – у него просто не будет «мышц», чтобы любить. А это умение растет вместе с умением жить, общаться, ладить с людьми… Вообще, весь опыт мы приобретаем благодаря другим людям и нашему умению почерпнуть что-то от них! - Но когда к Вам приходит ученик, хочется же побыстрее все про него узнать! Как происходит это соприкосновение? - Я всегда говорю: «Вы можете делать все, что угодно, и выражайте себя, как можете!» Конечно, в идеале мне бы хотелось, чтобы все мои студенты были знакомы с джазом, но если они не хотят этого, то это их выбор. - А как можно научиться искусству импровизации? - В 19 веке, например, существовало понятие ВАРИАЦИЙ, когда музыкант развивал какую-то тему. Это хороший способ выражения для музыканта, который можно сравнить с написанием изложения, когда Вы слушаете рассказ и потом пересказываете своими словами. Но чтобы импровизировать на что-то, надо хорошо это знать, иметь потрясающее внимание, память и умение фантазировать. Вообще, импровизируя, мы фантазируем, может быть, делаем какие-то шаржи на тему, и рассказываем о музыке вообще! ( Эту мысль Сергей Владимирович «проиллюстрировал» импровизацией на тему известного джазового стандарта “Autumn Leaves”, в который искусно «вплёл» мотивы из произведений Баха и Бородина ) Главное, чтобы Вы умели уважать музыку, которую исполняете, и относились к ней… без сарказма, что-ли... Потому что нам, русским, почему-то хорошо удается паясничать, но когда нужно что-то толково сыграть или сделать аранжировку, тут начинаются сложности… Трудно научиться писать музыку – это Божий дар! И думаю, что время конца 20го - начала 21го веков не дало великих композиторов, какими ещё в 20-м были Рахманинов, Стравинский, Гершвин, Легран, “The Beatles”. Может быть, проблема в том, что мы не хотим взять эти семь нот, и потрудиться над ними… В этом отношении, джазовые люди пытаются сочинять, пусть даже сиюминутно, и для джазмена это главное «завоевание»! - Когда Вы играете, то производите впечатление человека абсолютно органичного! Это у Вас с рождения, или пришло с годами? - Специально этого не сделаешь… Так создан человек: когда твою работу одобряет большая аудитория, даже самая профессиональная, у тебя должно возникать ощущение, что надо ещё много и много работать. И если это стремление есть – есть и музыкант. Кроме того, важно, насколько ты знаешь инструмент, себя, и то, какую «штангу» ты в состоянии поднять. - Как Вам удается совмещать игру с пением? - Что-то должно уступать чему-то. Если солист играет, самое сложное – так аккомпанировать ему, чтобы интересно и красочно его дополнять. Аккомпанемент сам по себе – тонкая и серьезная музыкальная нить, которая обрывается, если между солистом и ансамблем нет взаимодействия. - Очевидно, Вам очень помог опыт барабанщика? Вообще, насколько вокалисту нужно это освоить? - Ритм – это первооснова! Ведь почему джазовая музыка получила такое распространение? Она серьёзно организована ритмически, а корни эти – африканские и латино-американские. Сам я постигал ритмическую культуру, слушая кубинские пластинки, которые дарил мне отец. Ведь на чем была основана музыка советских композиторов? На мелодике! А как таковой ритмической школы не было. Между тем, все ритмы – это ритмы человеческого тела, ведь мы даже ходим нервно. А когда они соответствуют ритмам извне, то человек чувствует себя комфортно. Если ты чувствуешь это интуитивно – слава Богу, но если нет – это надо изучать. - А как постигать эту ритмическую культуру? - Во-первых, надо относиться к этому очень остро, и не лениться играть так, чтобы каждый удар был точен, как удар каратиста – не сильный, но скоростной. Потом, как бы изощренно не звучал ритм, он должен организовать музыку, и быть той пружинкой, которая делает её привлекательной. - А у каких музыкантов Вы черпаете вдохновение? - Конечно, по сравнению с ранними годами объем музыки, которую я слушаю, резко сократился серьезно. Не потому, что меня сложно чем-то удивить: вдохновение я черпал, когда был молод, а сейчас для этого мне нужно что-то другое. Человек начинает творить, и летать, когда у него появляется божественная энергия, энергия любви! Когда он начинает любить, он начинает сочинять, творить, изобретать, СОЗИДАТЬ! И это созидание может выражаться в совершенно разных формах! А откуда вдохновение? От Бога. Только потом мы слушаем музыку, и любим тех, кто рядом! Ближе к концу встречи из зала передали самую неожиданную записку, состоящую из одного слова – «КАРАВАН!!!!» И, (как уж отказать столь восторженным зрителям!:), Сергей вместе с молодым барабанщиком Артемом Федотовым исполнил эту «жемчужину», да так, что в его интерпретации она засверкала совершенно новыми, чарующими красками. Он пел, а воздух наполнялся истомой, знойным дыханием Востока и чем-то древним, мистическим, глубинным… Он пел, и казалось, весь зал причащался к какой-то тайне, какой-то неведомой энергии… СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, СПАСИБО! |